?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Школа тщеславия

До начала учебного года осталось буквально несколько дней. В преддверии первого сентября многие родители ломают голову: какую школу выбрать – государственную или частную? И дело здесь не только в качестве образования. Выбор частной школы для состоятельных россиян превратился в некую ярмарку родительских амбиций


Возможности у родителей, куда пристроить своих детей, сегодня как никогда разнообразны: от малоизвестных российских частных школ и пафосных элитных гимназий, которых в стране насчитывается около семисот, до иностранных учебных заведений с мировым именем.



«Медовые лужки» для дочек Лужкова

«Журналисты прошли через второй КПП, следуют к учебному корпусу начальной школы», – охранник внимательно сличил фото в паспорте со стоящими перед ним оригиналами. Полистал документы, переписал данные о прописке и предложил нам следовать за ним.

Николина Гора на Рублевке – главный оазис российских небожителей. Заливные луга, роскошные особняки. Здесь же, на подмосковном Олимпе, утопая в сосновом лесу, находится самая престижная частная школа страны – Первая Московская негосударственная гимназия. Одно из детищ супруги столичного мэра Елены Батуриной, где учатся дочери Юрия Лужкова – 11-летняя Алена и 9-летняя Ольга.

Архитектурный стиль ансамбля до боли узнаваем – сделано с размахом, богато и на века. Вход в «святилище знаний» украшают огромная бронзовая пчела, парящая над сотами (а-ля Церетели), и надпись «Медовые лужки». На покрытой восхитительным газоном территории в 7,5 га около 90 объектов – учебные и спальные корпуса, спортивные комплексы, административное здание, шатры, беседки, конюшни, чайные домики, собственный велотрек и музыкальная школа. Специально для урока астрономии строится огромная обсерватория-планетарий. Учеников школы немногим больше, чем самих построек, – 102 человека. И это неудивительно, ведь вступительный взнос за зачисление в школу составляет 30 тысяч евро, а ежемесячная оплата – 2100 евро.

Здесь все по-взрослому – КПП, электроограждение, обзорная вышка, строгий паспортный контроль, вооруженная до зубов охрана. Школа № 1 больше напоминает секретный военный объект, нежели образовательное учреждение.

«Журналисты прибыли в начальный корпус средней школы и взяты под наблюдение», – стражи порядка контролировали каждый наш шаг и каждую минуту связывались друг с другом по рации.

Впрочем, скоро нам объяснили, что подобный контроль осуществляется здесь не только по отношению к посторонним. В каждом классе – видеокамеры наблюдения, а в школьных коридорах во время уроков дежурят телохранители учеников. Постоянный конвой и видеонадзор могут вывести из себя даже самого уравновешенного и флегматичного ребенка. Поэтому детских психологов здесь не меньше, чем охранников.

«А что вы хотите? У нас же учатся статусные дети, – развела руками завуч заведения Софья Арзуманян. – Все они – сыновья и дочери очень известных людей. Случайных ребят здесь нет. На наших плечах огромная ответственность – вырастить следующее поколение российских политиков и бизнесменов».

В «Медовых лужках» высокопоставленные школьники учатся по государственной программе с углубленным изучением английского и французского языков. Остальное – детали и нюансы. Чтобы будущие мэры и премьеры не отвлекались на посторонние вещи и четко помнили о своем предназначении, на территории элитной гимназии скоро откроется так называемое детское НИИ.

«Часто дети, даже из таких элитных семей, как у нас, мечтают о какой-нибудь профессии, которую романтизируют и идеализируют, – рассказывает автор идеи создания НИИ Софья Арзуманян. – Задача этого института дать ребенку возможность узнать закулисную сторону понравившейся профессии. Например, ребенку, мечтающему стать ветеринаром, надо дать попробовать поставить лошади клизму. А того, кто хочет быть врачом, сводить на экскурсию в гнойное отделение какой-нибудь больницы. Знаете, очень отбивает охоту! В прошлом году у нас был бум – многие дети мечтали стать кинорежиссерами. Мы им организовали экскурсию на «Мосфильм». Они увидели грязь, разруху, пьяных статистов. И все, как один, расхотели становиться спилбергами».

По словам директора гимназии по учебно-воспитательной работе Сергея Смирного, атмосфера в «Медовых лужках» – семейная. Несмотря на «крутизну» и звездность родителей, у детей «распальцовок» и «закидонов» не наблюдается. «Конфликтов на тему «кто круче» у нас не возникает, – говорит Сергей Смирный. – Все дети милые и доброжелательные. Просто надо понимать, что у них изначально завышенная планка. Мы пытаемся растить из них граждан мира. Людей, которые бы хорошо себя чувствовали в любой точке земного шара».

Будущих граждан мира с темными сторонами этого самого мира предпочитают не знакомить. До рая за колючей проволокой их доставляют бронированные машины с мигалками. Все работники «Медовых лужков» проходят тщательный отбор. Никто не пьет, но а если все-таки курит, то должен выходить за территорию, чтобы не попасться на глаза экзальтированному ученику. Оторванность от окружающего мира, замкнутость – все это должно способствовать развитию душевной гармонии и стремлению к совершенству.

Но вот только у охранника, который сопровождал нас по территории гимназии, по поводу атмосферы в «Медовых лужках» сложилось другое впечатление. «Только дети Абрамовича от первого брака воспитанные, остальные наглые и хамоватые, – поделился с нами секьюрити, который за время экскурсии успел к нам привыкнуть и окончательно убедился, что угрозы здешней безопасности мы не представляем. – Посылают учителей на три буквы и сбегают с уроков. Стреляют у нас сигареты, пытаются пронести на территорию пиво. Учителя с них пыль сдувают, а они, на самом деле, дети – как дети. Только более капризные и избалованные, чем обычно».



Элитная школа или школа для элиты?

Люди, которые думают, что в школе самое главное – качество образования, глубоко заблуждаются. Статус школы для многих россиян – это уже давно вопрос престижа, как покупка квартиры или автомобиля. Неравенство в обществе привело к неравенству в образовании. Это реальность. И от нее никуда не деться. Частные школы есть во всем мире, разве что кроме тех стран, где еще продолжают экспериментировать на почве тотального равенства в нищете. Те родители, у которых есть возможность отправить ребенка учиться в негосударственную структуру, выбирают школу не только путем сравнения учебной программы и резюме преподавателей. Программы у всех частных школ практически одинаковые – 90% из них с модным во все времена лингвистическим уклоном. Родители в первую очередь выбирают своим детям друзей. Для этого тщательно анализируют контингент родителей. Они выбирают своему ребенку будущее. Сегодня в России как никогда актуальна мысль – скажи мне, в какой школе ты учишься, и я скажу тебе, кто ты.

Люди с большими возможностями ищут либо очень дорогое образование, либо такое образование, которое попробовали дети родителей из их круга. Самые престижные частные школы страны находятся на Рублево-Успенском шоссе. Соседки «Медовых лужков» значительно доступнее и демократичнее образовательного Олимпа. Самая первая частная школа на Рублевке возникла еще на заре перестройки. Это гимназия «Жуковка», которая располагается на территории бывшего Совмина. Попасть сюда непросто – конкурс 4 человека на место. И это несмотря на то, что первоначальный взнос составляет 10 тыс. долларов, а ежемесячная оплата – 1000 у.е. Что ни говори – одно название дорогого стоит.
«У нас мощный педагогический состав – учителя из Финансовой академии, МГУ, из-за границы, – говорит председатель попечительского совета «Жуковки» Мария Ифанова. – С одной стороны, жесткая дисциплина, с другой – у ребенка остается ощущение, что с ним играют. А значит, новые знания усваиваются легко и ненавязчиво. Например, в конце каждого триместра (в каждой частной школе любят экспериментировать с официальными учебными четвертями и изобретать что-нибудь свое) в зависимости от суммы своих оценок каждый ученик получает их денежный эквивалент – мы придумали свою валюту, которую назвали «гринжуки». На «гринжуки» можно купить футболки с символикой школы, конфеты, игрушки».

Каждый год на Рублевке открываются все новые частные школы. Коттеджный поселок, своя инфраструктура и, естественно, школа последние несколько лет являются типовым вариантом застройки «новорусской деревни». По дизайну новые школы ничем не отличаются от самих особняков – башенки, эркеры, колонны, взлетают в небо расписные купола.

«Это очень удобно, что в поселке есть своя школа, – говорит Лариса Воробьева, директор частной школы «Мир знаний», которую два года назад построили вместе с коттеджным поселком «Петровский» недалеко от еще одного известного на Рублевке места – Петрово-Дальнее. – Дети все свои, родители тоже перед глазами. Да и цена для нашего района минимальная – первоначальный взнос 3 тысячи долларов, и месячная плата – 700 у.е.».



Средние школы для среднего класса

Все московские частные школы позиционируют себя, как учебные заведения для среднего класса. Правда, средний класс – понятие в России размытое. То ли это прибедняющиеся богатые, то ли хорохорящиеся бедные, то ли те, у кого от обеспеченности до бедности – полшага. Средняя цена обучения в частной школе в Москве – около 600 долларов в месяц. По статистике только 5% россиян готовы потратить такие деньги на учебу своих детей. Тем не менее в столице насчитается около 225 частных школ, в которых учатся 18 тысяч детей. И это, безусловно, дети состоятельных родителей. Все школы разные – и по оплате, и по набору услуг. Если позволяет кошелек, частную школу можно выбрать на любой вкус и цвет. С любым креном и уклоном. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку.

Абсолютно бесплатного образования у нас в стране давно нет. Большинство школ берут деньги за преподавание дисциплин сверх обязательной программы – за так называемые платные образовательные услуги. Добавьте сюда взносы на охрану школы или на подарки учителям. К тому же в иных государственных школах родителям приходится оказывать «спонсорскую помощь»: покупать компьютер, приобретать мебель, оплачивать ремонт. Прибавьте к этому плату за экскурсии, походы в театр и прочие внешкольные мероприятия. Как дорого в итоге обойдется учеба в государственной школе, сказать сложно: все зависит от престижа учреждения, аппетитов директора, наконец, от способностей самого ребенка. Зато в частных образовательных заведениях плата за обучение четко оговорена и зависит от набора конкретных услуг: учебных курсов, квалификации преподавателей, качества помещений, оборудования классов и прочего.

Многие из частных школ возникли в ходе педагогического эксперимента. Так, например, школа «Мумий тролль» стала настоящим оазисом для детей, увлеченных естественно-научными дисциплинами. В лицее «Ступени» сильный гуманитарный цикл, а «конек» классической «Греко-латинской гимназии» – древние языки. Но не только инновации отличают частные школы. Вместо советского, классического «встать, сесть, равняйся, смирно!» тут всегда на «вы» и с непременным «будьте так любезны». Подход в обучении – индивидуальный. Классы состоят минимум из трех, максимум из четырнадцати человек. Обязательное изучение двух-трех языков. Здесь будут и бассейн, и несколько компьютерных классов, и свежие пирожки, и стакан горячего молока. Не надо думать, кто заберет драгоценное чадо после уроков. Здесь накормят, напоят и привезут домой на школьном автобусе. Психологический комфорт, небольшие классы, уютные интерьеры, хорошее питание – все это так манит родителей.

Другое дело – цены. В середине 90-х частные школы брали за месячное обучение 100–700 долларов, но сегодня в самых простеньких цена перевалила за 500 долларов в месяц. Результат не заставил себя долго ждать: если раньше в частных школах учились как дети «новых русских», так и отпрыски представителей интеллигенции, то сейчас последних можно пересчитать по пальцам.

«Частные школы нужны не для того, чтобы учить богатых, а ради возможности свободного эксперимента, – считает директор частной школы «Ковчег XXI» Рустам Курбатов. – Государственная система очень консервативна. Мы же пытаемся пропускать знания через сердце, через эмоции ребенка. Частная школа не может стоить дешево – за качество всегда нужно платить. Другое дело, что частные школы должны быть более доступны. Но это уже разговор об общем благополучии страны».


ЗА ПОСТУПЛЕНИЕ В ПРЕСТИЖНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ШКОЛУ ТОЖЕ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ

В Москве есть и престижные государственные школы. Самой популярной среди муниципальных была во времена СССР и остается сегодня школа № 1234 на Арбате, где учатся дети Валерии, сын Преснякова и Орбакайте. Причем Никиту Преснякова перевели в государственную из дорогой частной школы, где, по мнению родителей, ему ставили оценки не столько за знания, сколько за фамилию. Хорошей считается школа № 1239, которую посещают дочь Догилевой и Мишина, сын Аниты Цой. Но, несмотря на то что эти школы государственные, спонсорский взнос при поступлении в подобные образовательные учреждения составляет несколько тысяч долларов.

Плюсы частных школ:

НЕТ НАРКОТИКАМ
Частные школы жестко контролируют проникновение на их территорию наркотиков. В дорогих частных гимназиях детей регулярно тестируют на наличие наркотических веществ в организме.
«Пять лет назад мы столкнулись с этой проблемой и стали замечать, что кое-кто из наших детей ведет себя подозрительно, – рассказывает председатель попечительского совета частной гимназии «Жуковка» Мария Ифанова. – К счастью, в аптеках появились экспресс-тесты на наркотики. Они называются Quick Stripes, что в переводе с английского означает «быстрые полоски». Действуют эти полоски, как тесты на беременность. Мы регулярно тестируем наших детей. Они прекрасно знают, что экспресс-тест улавливает следы наркотического вещества на протяжении 9 суток после однократного приема. Поэтому никто из наших учеников не употребляет наркотики ни на улице, ни в школе».
В более демократичных школах проблему наркотиков решают другим образом.
«С ребенком надо просто разговаривать, и он сам все расскажет, – убеждена преподаватель частной школы «Петровская» Татьяна Мартынова, которая работает в сфере частного образования уже 14 лет. – Если ребенок где-то попробует курить марихуану, то не сможет молчать. Юношеская бравада – от нее никуда не деться. В лексиконе появятся новые словечки про раскурки и косяки. Только в системе государственного образования, где классы по сорок человек и учителя работают за копейки, учитель может не заметить перемен».

ГАРАНТИРОВАНО ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ
Практически все выпускники хороших частных школ поступают в вузы, ведь программа в них, в отличие от государственных, нацелена на подготовку детей к институту. Следовательно, не придется тратиться на репетиторов. К тому же у частных школ Москвы давно налаженные связи со столичными институтами, и конвейер «выпускник-абитуриент» работает без сбоев.
«Частные школы часто упрекают в стяжательстве, – говорит преподаватель школы при университете Натальи Нестеровой Валентина Рындина. – Да, за обучение надо платить. Все наши выпускники стопроцентно поступают в высшие учебные заведения, а значит, платное обучение оправдано».

Минусы частных школ:

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Во многих частных школах основным критерием благонадежности ребенка является кредитоспособность его родителей. Бывает, что погоня за длинным рублем отражается на атмосфере в школе. Многие дети избалованы донельзя нянями-гувернантками и требуют такого же отношения со стороны учителей и сверстников.
«Моя дочь сменила несколько школ, пока мы остановились на такой, где авторитет учителя – вещь неизменная, – говорит мама пятиклассницы Елена Кутузова. – Плохо, когда учителя боятся лишний раз одернуть распоясавшегося на уроке ребенка, когда дети чуть что грозятся влиятельным папой или мамой. В одной из частных школ, где пришлось учиться моей дочке, не только учителя ставили оценки ученикам, но и наоборот. Детки составляли рейтинг учителей. Ясное дело, самые строгие и требовательные оказывались на низших строчках хит-парада. А потом на родительских собраниях решался вопрос об увольнении таких учителей. Это унизительно и неприемлемо».

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
Выпускников частных школ часто называют «тепличными» детьми. Их холят и лелеют, поэтому многие вырастают капризными и избалованными. Привыкают не давать, а получать. Нередко в частных школах из-за малочисленности дети страдают от одиночества.
«Учиться в частной школе мне понравилось, – говорит выпускница одной из таких школ Светлана Семенова. – Хорошие преподаватели, семейная атмосфера. Только вот классы были очень маленькие. Для учебы это очень хорошо, но для общения плохо. Мы все время учились, но вот возможности завести друзей на стороне у нас не было. Получилось так, что к выпускному вечеру в моем классе осталось всего два человека – я и моя подруга. Вся школа, конечно, собралась, все нас поздравили, но выпускного вечера с танцами у нас не было. Вся Москва гуляла – у всех были выпускные балы. А у нас нет. Было очень обидно».

Где учиться за рубежом

В странах, где традиции частного образования насчитывают 150–200 лет, взгляды на частное образование несколько иные, чем в России. Частное элитное образование за границей – это изысканный бизнес. И даже если вас не смущают астрономические суммы, которые вам придется выложить за оплату школы своему малышу, вам все равно могут отказать. Каждая старинная школа имеет при попечительском совете собственный фонд, который зарабатывает деньги, а из прибыли выплачивает школьникам немалые стипендии. Одни частные школы богаты, другие просто финансово независимы. Поэтому они с легкостью отказывают любому абитуриенту, если он кажется им «не их» учеником. Чтобы не было подобных конфузов, можно просто отправить ребенка в частную школу для русских. Они есть на Мальте и Кипре и обойдутся в среднем 16 тыс. долларов в год.
В Южном полушарии существуют два государства, образование в которых представляет интерес для россиян. Первое – ЮАР. Это страна с идеальным климатом, где сосредоточен крупный капитал и находятся виллы британской аристократии, которая принесла на африканский континент свои традиции в образовании.
Второе государство в Южном полушарии, которое в последнее время начинает выдвигать свои образовательные услуги на российский рынок, – Австралия. Процедура поступления в австралийские частные школы сравнительно проста: нужно переслать на имя директора табель с хорошими оценками (переведенный на английский язык) и пройти собеседование.
В какой бы стране мира ни находилась частная школа, она набирает детей от 6 до 18 лет. Мальчики и девочки не только учатся, но и живут в ней. В этих школах работают учителя высшей категории со знанием нескольких иностранных языков и высококвалифицированный обслуживающий персонал (повара, садовники, привратники, горничные). Классический пример такого учебного заведения – небольшой Коллеж дю Леман в Швейцарии в 9 км от Женевы, где учатся дети дипломатов и бизнес-элиты, в том числе и российской. Стоимость обучения – около 30 тысяч долларов в год.

Школа-пансион для мальчиков
Этот очень дорогой тип частной школы родом из Британии. За учебу там придется заплатить от 25 до 45 тысяч долларов за учебный год. Такая школа ориентирована на отпрысков аристократических семейств, детей дипломатов, бизнес-элиты. Здесь не столько постигают азы наук, сколько заводят дружеские и деловые контакты на всю жизнь. Самые престижные британские школы-пансионы для мальчиков – Харроу и Итон, где учились внук Бориса Ельцина и будущий король Великобритании принц Уильям.

Частная школа-пансион для благородных девиц
В подобные пансионы зачисляют девочек с любыми способностями и поверхностным знанием иностранного языка. Несмотря ни на что, это дорогая школа: в Великобритании один учебный год в ней обходится от 25 тысяч долларов. Пансионерок готовят к будущему замужеству: учат кулинарии, кройке и шитью, географии, искусству, основам религии, азам благотворительности, первой медицинской помощи, иностранным языкам, игре в теннис, умению вести светскую беседу. К плюсам обучения относятся отличное медицинское обслуживание, первоклассное ресторанное питание, возможность санаторного лечения одновременно с учебой (почти все школы расположены в горах). К минусам – невысокий уровень знаний. Самые дорогие школы «для благородных девиц» стоят 35–50 тысяч долларов за учебный год и сосредоточены в Швейцарии. В подобном учебном заведении заканчивала школьное образование будущая принцесса Диана Уэльсская. По словам Дианы, она не освоила даже основные предметы пансиона: французский язык, основы кулинарии и кройки и шитья. Правда, каждый день леди Ди каталась на горных лыжах.

Частная школа-пансион для бизнес-леди
Подобные учебные заведения распространены в США и Великобритании. Будущих бизнес-леди принимают в пансион по результатам высокой академической успеваемости. Стоимость обучения – от 15 тысяч долларов в год (в США) до 25 и выше (в Великобритании). Способных девочек готовят к поступлению в лучшие университеты – Стэнфорд, Массачусетсский технологический университет, Кембридж, Йоркский университет, Лондонскую школу экономики, Оксфорд.

ЛЮДМИЛА ПАРАШИНСКАЯ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ:

«Пристраивая ребенка в частную школу, в первую очередь надо смотреть на государственную аккредитацию. Она имеется только у хороших школ и только после нескольких лет работы. Получить ее непросто: нужно доказать авторитетной комиссии, что учебные программы соответствуют государственным образовательным стандартам, а помещения – санитарно-гигиеническим нормам. Кроме того, важную роль играет и квалификация преподавателей. Только наличие госаккредитации (ее выдают на 5 лет) предоставляет школе право выдавать аттестаты гособразца. Подбирать школу лучше заранее. В хороших частных школах есть конкурс, в других тестирование, которое проводится весной».

Новые известия
http://flb.ru/info/30690.html
Оксана Семенова, Наталия Губернаторова
27.08.2004

Батурина | Лужков |

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.