?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

"Не на руку "Единой России"

Центральная избирательная комиссия России (ЦИК) готовит масштабные изменения выборного законодательства. В распоряжении ГАЗЕТЫ оказался свидетельствующий об этом проект постановления ЦИК. После доработки этого документа ведомство Александра Вешнякова направит его для парламентских слушаний в Госдуму, откуда он перекочует в администрацию президента. Та в свою очередь разработает на основе постановления конкретные поправки к выборному законодательству, которые затем вновь будут внесены в Думу уже для окончательного принятия. Некоторые из предложений ЦИК носят поистине революционный характер. Например, ведомство Вешнякова предлагает передавать депутатские мандаты тех кандидатов, кто победил на выборах по партийным спискам, но затем не пожелал работать в Думе, не "нижестоящим" однопартийцам отказника, а представителям других прошедших в парламент партий. В этой связи стоит отметить, что если бы это положение действовало во время прошлых парламентских выборов, то "Единая Россия" недосчиталась бы 30 мандатов и, вероятно, не смогла бы сформировать конституционного большинства, необходимого для принятия ключевых законов


"Партия имени Пушкина - Союз левых сил - Конгресс крутого поворота"
Среди прочих новаций проект постановления ЦИК предполагает возможность введения запрета на организацию предвыборных блоков, состоящих из нескольких партий. Напомним, что ранее глава ЦИК Александр Вешняков не раз однозначно высказывался в пользу такого решения, полагая, что "блокировка" ведет к обману избирателей и созданию "политических пустышек". "Берется популярное название, которое пользуется поддержкой населения. Например, нещадно эксплуатировалось в регионах слово "Родина". Находят лидера в лице популярного политика, чаще всего депутата Госдумы. Избиратели голосуют за это название и за лидера. Лидер потом низлагает свои полномочия. В итоге от названия, которое олицетворял популярный человек, остается только то, что было в тени. Нормально разве?" - риторически вопрошал Вешняков. Впрочем, если создание блоков все-таки не отменят, то, скорее всего, их членам запретят присваивать себе новые названия. Наименование блоков предлагается складывать лишь из названий партий, в него входящих. Выглядеть это должно примерно так: избирательный блок "Партия имени Пушкина - Союз левых сил - Конгресс крутого поворота".

"Раньше в регионах часто придумывались хитрые названия блоков, - рассказала ГАЗЕТЕ член ЦИК РФ Елена Дубровина. - В Ярославле, например, группа граждан пыталась создать блок с названием "Путина", причем ударение делалось на втором слоге и увязывалось с рыбной ловлей.

В Ульяновске едва не вышел на выборы блок "Против всех", на Алтае была попытка партии "Русь" и Партии мира и единства слиться в блок "В поддержку Президента". Потом алтайцы оправдывались тем, что имели в виду президента одного из местных банков". Впрочем, сама Дубровина, защитившая недавно кандидатскую диссертацию по теме "Политические партии как субъект избирательного права", полагает, что запрещать блоки не следует. Запрет, считает она, приведет к свертыванию политического поля, той питательной среды, из который могли бы вырасти новые партии.

Ушедшим в отказ посвящается
Кроме того, аналитическая записка предлагает наказывать лишением депутатских мандатов те партии, кандидаты которых выставляются только на период выборов, а затем, победив на них, отказываются от работы в парламенте. Отобранные мандаты будут перераспределяться между другими прошедшими в парламент партиями, однако предполагаемый механизм этого перераспределения пока не прописан.

Впрочем, уважительной предложено считать только одну причину отказа от мандата - назначение только что избранного депутата членом правительства. В связи с этим нелишне будет напомнить, что на последних думских выборах, состоявшихся в декабре 2003 года, 27 губернаторов, двое министров, один спикер регионального парламента и мэр Москвы вошли в избирательные списки "Единой России", но затем отказались (за исключением министра внутренних дел Бориса Грызлова) от депутатских мандатов в пользу нижестоящих в списке, как правило мало кому известных, соратников по партии. Таким образом, очевидно, что, если бы положение о перераспределении мандатов отказников действовало уже на прошлых выборах, фракция "Единая Россия", численность которой сейчас составляет 306 депутатов, могла не получить конституционное большинство в 300 голосов, необходимых для принятия, например, крайне непопулярного закона о референдуме.

Нарушителей финансовой дисциплины заставят вернуть деньги в бюджет
Ужесточаются и правила финансирования избирательных кампаний. Как уже сообщала ГАЗЕТА, ЦИК предлагает исключить из спонсоров партий некоммерческие фонды. Кроме того, в проекте постановления предложено наказывать рублем тех участников выборов, которые не представили "первичные финансовые документы, подтверждающие расходование средств избирательных фондов". Напомним, что во время прошлой президентской кампании "первичные документы" не представили такие кандидаты, как Олег Малышкин (ЛДПР), Сергей Глазьев и Иван Рыбкин, а за думскую кампанию не до конца отчитались блоки "Великая Россия -Евразийский Союз", "За Русь Святую", Народная партия, Аграрная партия.

Предполагается, что в будущем нарушителей обяжут перевести все неоприходованные деньги в бюджет.

Игра в открытую
Еще одно новшество - так называемые открытые списки. Глава ЦИК Александр Вешняков предлагает оставить в федеральной части партийного списка на думских выборах не 18, как сейчас, а всего трех кандидатов, а остальных рассредоточить по спискам региональным. Количество региональных групп кандидатов при этом должно составлять не менее четырех пятых от 89 субъектов РФ. В этой связи предполагается изменить и методику распределения депутатских мандатов - по региональным группам, в зависимости от количества голосов, набранных той или иной партией в том или ином регионе. Это, как отмечается в проекте постановления, необходимо для устранения "неравномерного распределения депутатских мандатов, когда большинство из них получает одна или несколько региональных групп".

Регионам - скидки
Похоже, Александр Вешняков отказался от идеи на следующих думских выборах обойтись исключительно пропорциональной системой выборов (то есть только по партийным спискам), полностью отказавшись от мажоритарной системы (от выборов по одномандатным округам). По крайней мере, в проекте постановления предлагается сохранить смешанную (пропорционально-мажоритарную) систему. И это несмотря на то, что еще 6 мая этого года Вешняков собирался похоронить институт независимых депутатов. "Нужно вообще отказаться от мажоритарных округов на выборах, - говорил он. - Если выборы будут проходить только по партийным спискам, то избиратель будет иметь больше возможностей выбрать наиболее подходящего депутата". "Это уже не только мои слова, но и президента, -уточнил Вешняков в тот же день. - По партийным спискам мы могли бы выбирать следующую Думу". Тогда политологи оценили это без преувеличения революционное предложение Вешнякова как желание Кремля избавиться в Думе от региональных лоббистов, коими считаются депутаты-одномандатники, и тем самым ослабить влияние губернаторов на федеральных законодателей. Причин, по которым Вешняков отказался от идеи перехода на пропорциональную систему выборов, может быть несколько. Одна из них, по словам Елены Дубровиной, заключается в следующем: региональные избиркомы сочли, что местные отделения федеральных партий недостаточно развиты, и предупредили ЦИК о возможном срыве выборов, если они будут переведены исключительно на партийные рельсы.

Сохранить пять процентов
По просьбе региональных же избиркомов предполагается сохранить на выборах в органы местного самоуправления (выборы начнутся с апреле будущего года) 5-процентный барьер прохождения в местные законодательные собрания. К слову, некоторые региональные парламенты уже установили для местных выборов 7-процентный барьер (Татария) и даже 10-процентный (Калмыкия). Согласившись снизить его до прежнего уровня, ЦИК предложила взамен "ужесточить правила ведения агитационной кампании".

Нет Интернету
Помимо этого ЦИК предлагает законодательно запретить печатным СМИ воспроизводить интернет-материалы, посвященные выборной тематике (большинство из них представляют собой откровенный компромат на того или иного кандидата). Если же перепечатка все-таки увидит свет, она может быть признана агитационным материалом и тогда быть оплаченной из избирательного фонда кандидата. В случае если ни один из потенциальных законодателей не признает ее "своей", что, заметим, более чем вероятно, штрафные санкции могут быть применены к редакции напечатавшего материал СМИ.

Бюллетень с акцизной маркой
В закон о выборах депутатов и президента, по-видимому, перекочует несколько норм из закона о референдуме. Например, норма о необходимости нотариального удостоверения подписи сборщика подписных листов в поддержку кандидата. Кроме того, ведомство озаботилось проблемой защиты избирательных бюллетеней от подделок. Возможно, что вскоре они будут снабжены "марками", типа акцизных, которые клеят на спиртное, или наклейками-голограммами, которыми защищают лицензионную аудио- и видеопродукцию.

Бомжи станут избирателями
Отражена в аналитической записке и обеспокоенность властей падающей год от года явкой избирателей. Для справки: на выборах в Думу в 1999 году в целом по России явка составила 62% , в то время как на последних выборах в 2003 году к урнам пришли только 56%. В связи с этим "партия власти" устами одного из ее лидеров, министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, даже предлагала лишать гражданства лиц, отказавшихся от волеизъявления на выборах. Теперь, однако, от столь непопулярных мер решено отказаться. Поднять явку предлагается за счет других ресурсов. Например, за счет того, чтобы разрешить избирателю, оказавшемуся накануне выборов за пределами своего избирательного участка, голосовать по почте, сократить с недели до трех дней срок получения открепительного талона, сделать гибким график начала и окончания голосования и разрешить голосование даже бомжам, а точнее, "гражданам, у которых по тем или иным причинам отсутствует регистрация и по месту жительства, и по месту пребывания".

Вообще, проект постановления вобрал в себя все проблемные точки закона о выборах. Не содержит он только одной рекомендации: как выполнять норму закона, например, о выборах президента, разрешающую использование портрета физического лица в агитационных материалах только "с письменного согласия данного лица". ЦИК лишь рекомендовала уточнить эту норму, чтобы "не создавалось необоснованных ограничений для кандидатов". Эти и другие новации - в ведомстве Александра Вешнякова их скромно называют "некоторой корректировкой законодательства" - будут утверждены на заседании 31 августа в формате постановления ЦИК. В сентябре поправки обкатают на семинарах в регионах, в октябре планируется провести по ним парламентские слушания, а в ноябре записка поступит в администрацию президента. Поскольку ЦИК не наделена правом законодательной инициативы, то предложенные ею поправки в законодательство внесет в Думу именно администрация.

"Не регистратор, а регулятор"
По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, предлагаемые ЦИК поправки содержат три принципиальных момента. "Во-первых, - отмечает он, - ЦИК пытается доказать, что она выполняет роль не только регистратора избирательного процесса, но и регулятора оного. Иными словами, ведомство Вешнякова не прочь усилить свое влияние на избирательный процесс". "Во-вторых, снижение проходного барьера до 5% для регионов будет способствовать развитию партий второго ряда, что отнюдь не на руку "Единой России". Третий принципиальный момент - возможное устранение тех положений закона о выборах депутатов, которые способствовали дискредитации выборного процесса. "Возможный отказ от запрета избирательных блоков, а также перераспределение мандатов кандидатов, отказавшихся без уважительных причин от депутатской карьеры, будут способствовать усилению мотивации для голосования и в конечном счете могут даже немного приостановить падение явки избирателей", - заявил ГАЗЕТЕ Алексей Макаркин.

Газета
http://flb.ru/info/30694.html

27.08.2004

Вешняков

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.