?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Государство отдаст все

В конце прошлой недели глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что правительство намерено внести в Госдуму закон о концессиях до конца 2004 или в первом квартале 2005 года. По мнению министра, этот законопроект позволит «привлекать частный бизнес в традиционные государственные сферы, такие как ЖКХ и муниципальное хозяйство». Подробности нового законопроекта пока неясны. Однако эксперты полагают, что бизнес может инициировать распространение концессионного механизма на нефте- и газопроводы. Что в свою очередь переведет споры о концессиях в политическую сферу. Сами бизнесмены приветствуют идею внедрения концессий в ЖКХ и транспортной инфраструктуре. Однако они не верят, что правительство может пойти им навстречу, и не надеются, что концессии будут применяться там, где выгодно бизнесу, а не власти.


Вопрос о концессиях можно во многом считать политическим – следующим шагом после ужесточения налогового режима и борьбы против налоговых «оптимизаций» и внутренних офшоров. С помощью этого механизма власти могут направить финансовые ресурсы частного бизнеса на нужные им проекты – причем не на основе неформальных договоренностей, а через оформленные и узаконенные сделки. Особенно актуален этот вопрос в сфере ЖКХ – особенно после последних бюджетных реформ. «Идея концессий и необходимости развития этих механизмов фигурировала в сфере ЖКХ в течение двух-трех лет – в частности, когда создавались «Российские коммунальные системы», шла речь о привлечении иностранных компаний. Концессионный механизм рассматривался как способ привлечения туда частных инвестиций, – сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. – С одной стороны, у властей – в первую очередь местных – нет готовности отдавать в частные руки инфраструктуру. С другой стороны – своих денег для ее содержания нет, особенно после реформы межбюджетных отношений». Согласно положениям этой реформы, на местные власти была возложена ответственность за коммунальную сферу, а достаточное финансирование этих полномочий не предусматривается.

Идея концессии дорог возникает по политической логике, полагает Дмитрий Бадовский. «Президент в своем недавнем послании посвятил транспортной инфраструктуре целый раздел и выделил ее как стратегический приоритет. Кроме того, развитию этой идеи способствует и новая концепция развития транспортной инфраструктуры до 2010 года, с которой выступает [министр транспорта] Игорь Левитин, – отмечает он. – В ней много внимания уделяется развитию платных автодорог, ускорению строительства и воспроизводства инфраструктуры. Кроме того, стоит вспомнить и идею Фрадкова о государственно-частном партнерстве». Впрочем, вопрос о концессиях возник задолго до идей о «социальной ответственности» бизнеса и о его партнерских отношениях с государством. «Законопроект о концессиях был принят Госдумой в первом чтении еще в 1996 г., и его судьба была трудной», – сказала RBC daily заведующая лабораторией Института макроэкономических исследований Минэкономразвития Юлия Зворыкина. По ее словам, рассмотрение этого законопроекта во втором чтении значилось в планах Госдумы еще в декабре прошлого года, и МЭРТ готовило проект к рассмотрению. Однако по ходу работы и депутаты, и министерские чиновники сталкивались с многочисленными проблемами.

Как отмечает г-жа Зворыкина, закон о концессиях будет рамочным. Поэтому много споров возникло вокруг того, насколько подробно в нем должны быть прописаны отдельные процедуры. Так, правила проведения концессионных конкурсов в разных версиях занимали то полстраницы, то десять страниц. Однако эти вопросы были скорее техническими. Главным камнем преткновения, по словам Юлии Зворыкиной, всегда был перечень объектов, которые по закону можно будет отдавать в концессию, и вопрос налоговых льгот. Она полагает, что новая версия законопроекта призвана прояснить именно эти вопросы. Кроме того, в законе, скорее всего, будет четко обозначен принципиальный подход к концессии, суть которого на днях обрисовал Герман Греф. «Я поддерживаю позицию министра, согласно которой в концессию можно отдавать только то, что нельзя приватизировать, – говорит Юлия Зворыкина. – В некоторых странах концессию рассматривают как первый шаг к приватизации. То есть непривлекательный для покупки инвесторами актив отдают в концессию, наращивают его стоимость и затем приватизируют. Мнение министра, судя по всему, исключает такой подход».

Полной ясности по подробностям будущего законопроекта, судя по словам представителя Института макроэкономических исследований МЭРТ, пока нет. Г-жа Зворыкина отмечает, что сейчас обсуждается вопрос о передаче в концессию объектов ЖКХ, автодорог и мостов (с тем чтобы впоследствии сделать их платными), атомных электростанций. Это позволит государству привлечь в эти отрасли инвестиции, не теряя контроль над ними. Вопрос по налоговым льготам тоже пока остается непроясненным. «В прежнем законе льготы не предусмотрены. Я сторонник того, что их и не должно быть, – отмечает г-жа Зворыкина. – Концессии очень разные, и внутри каждого проекта оговаривается объем концессионного платежа государству. Если инвестор будет платить все налоги, он будет иметь право выставить условия по снижению этого платежа». По ее словам, на налоговых льготах настаивают главным образом нефтяники – ведь планируется, что по закону в концессию можно будет отдавать и месторождения полезных ископаемых – от золота до нефти.

Бизнесмены приветствуют идею введения механизма концессий в инфраструктурных отраслях. «Можно говорить о том, что концессии – это здравая идея, и что она будет привлекательна для бизнеса, – сказал RBC daily заместитель председателя правления «Альфа-Банка» Олег Сысуев. – Безусловно, это будет касаться областей, в которых уже действует или вот-вот начнет действовать рыночный механизм ценообразования. В особенности это касается сектора ЖКХ. К этой сфере уже есть интерес, он практически подтвержден». По его мнению, интерес бизнеса к концессиям автомобильных дорог будет более сдержанным. «Концессии в этой сфере для России – вещь новая, и говорить о мгновенном интересе вряд ли приходится, – отмечает г-н Сысуев. – Пока, насколько мне известно, ни одной платной дороги в России нет. Поэтому в отношении к этому вопросу пока будет больше настороженности».

Впрочем, развивая механизм концессий, правительство, возможно, столкнется с не слишком приятными для себя моментами. «Если правительство собирается распространить механизм концессии, то рано или поздно – а скорее, рано – возникнет встречный вопрос со стороны бизнеса. Бизнес может выступить с инициативой о распространении механизма концессии на трубопроводную инфраструктуру, – говорит Дмитрий Бадовский. – Сохранение жесткого государственного контроля над этой сферой – одна из постоянных и больных тем». Кроме того, отмечает он, не последнюю роль может сыграть и тенденция к увеличению присутствия иностранцев в российском ТЭКе. «Думаю, что иностранные компании также будут довольно активно поддерживать и продвигать идею о концессионном механизме на трубопроводах», – полагает г-н Бадовский. Впрочем, пока непонятно, будет ли в законопроекте прописана возможность передачи в концессию трубопроводного транспорта. В качестве примера Юлия Зворыкина привела проблему Мурманского порта.

С одной стороны, перед государством стоит задача восстановить Северный морской путь, весьма важный и с экономической, и с геополитической точки зрения. С другой – для этого необходим гарантированный грузопоток. Его можно обеспечить на 100%, если в Мурманск будет протянута нефтяная «труба». Но для строительства трубопровода нужны колоссальные инвестиции – по оценке нефтяных компаний, около 5-6 млрд долл. Вопрос – будет ли государство привлекать для этого деньги частных инвесторов или останется верно своей концепции госмонополии в сфере трубопроводной инфраструктуры. «Возможно, государство само найдет деньги, а в концессию отдаст только порт», – полагает Юлия Зворыкина. Бизнесмены не питают особых надежд на то, что правительство пойдет им навстречу и откажется от своих жестких убеждений. «При нынешней ситуации, что бы ни сказал бизнес, власть будет делать то, что сочтет нужным, – говорит Олег Сысуев. – Власть считает, что природные богатства являются национальным достоянием, и даже ставит под сомнение историю частных нефтяных компаний – даже с иностранным капиталом».







РосБизнесКонсалтинг
http://flb.ru/info/31946.html

11.10.2004

Греф


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Rambler's Top100
агентство федеральных расследований

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.

Rambler's Top100
//