?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Кто следующий?

Будет ли опыт деприватизации, приобретенный государством в деле ЮКОСа, распространен на другие компании, пойдут ли другие олигархи по пути, проложенному Ходорковским с подельниками, — неизвестно. Наука не в курсе дела. Общественность пожимает плечами и отворачивается. И лишь политическая элита беспокоится о продолжении банкета.


"Не всегда понятно, правда, в чем беспокойство: в том, что продолжение последует, или в том, что не последует, и Ходорковский станет единственным исключением из общей тенденции к согласию и примирению, которая восторжествует, несмотря на упразднение соответствующего праздника. Сами кандидаты в очередь на равноудаление ведут себя тихо, ловят сигналы, трактуют приметы, интерпретируют знаки и пока не теряют надежд на высочайшее снисхождение. А сверху — видно все. Виден бизнес, видны олигархи.

Вопрос о возможном продолжении, между прочим, не вполне праздный. Если ЮКОС и «группа Ходорковского» — единичные явления в остальном безоблачного российского инвестиционного ландшафта, то налицо будет вопиющая несправедливость. Ни компания, ни «группа» не выделялись из среды себе подобных в худшую сторону, а потому их эксклюзивное преследование будет означать преследование по политическим мотивам, о чем, собственно, и говорили защитники Ходорковского с самого начала. Их голословные обвинения в адрес власти станут фактом. А если с теми же мерками подходить к остальным олигархам и олигархическим группам, то что вообще от российского инвестиционного ландшафта останется — одно только национальное достояние? Поэтому оба подхода хуже, поэтому же у власти развязаны руки для любых выборочных действий или любого многозначительного бездействия.

Мы с тобой пройдем по отраслям…

С крупными компаниями все более или менее понятно. Большинство из них уже удостоилось легкого профилактического доначисления налогов за прошлые годы, и срок давности по делам о налоговых нарушениях за периоды наиболее продуктивной оптимизации финансовых потоков истек, посему эти доначисленные суммы можно считать платой за налоговую индульгенцию. Повторения «дела ЮКОСа» в чистом виде уже не будет. Но было бы желание — и варианты насильственной смены собственников наиболее привлекательных корпораций найдутся. Или кто-то сомневается?

Вопрос только в том, какой бизнес, в какой последовательности и в каких масштабах будет передоверен каким государственным или окологосударственным людям и лицам. Ясно, что нефтяные компании пока могут чувствовать себя в относительной безопасности. Не потому, что нет больше кандидатов на огосударствление, а потому только, что акулы государственного нефтяного капитализма озабочены сейчас тем, чтобы не подавиться «Юганскнефтегазом». И если процесс поглощения этой крупнейшей юкосовской «дочки» пройдет без осложнений, то переваривание такого крупного куска займет еще много времени и потребует серьезных усилий.

Металлургические компании вслед за нефтяниками вошли в пору благоприятной мировой конъюнктуры, но сейчас это означает, что им надо срочно инвестировать прибыли в модернизацию устаревшего производства и приобретение зарубежных активов — главным образом с целью получения собственных источников сырья. Разобраться в хитросплетениях технологических цепочек, рыночных взаимосвязей и даже отношений собственности со стороны не так просто. Это в «нефтянке» все ясно: нажал кнопку и подставляй мешок для долларов — не забывай только делиться с кем надо, а в металлургии надо пройти долгий трудовой путь от ученика сталевара до… Короче, возня не стоит затраченных усилий. Тем более что металлургическая собственность уже столько раз делена-переделена, что не сразу и поймешь, где еще стреляют, а где уже царит благоприятный инвестиционный климат. И где собственность в руках случайных олигархов, а где — у людей правильной, государственнической ориентации. Да и нет у государства силы или структуры, которая могла бы вобрать в себя без разрушений всю эту область слябов, чушек и болванок.

Что там еще осталось? Да так, по мелочам. То, что вполне можно освоить в рабочем порядке по мере созревания клиентов и при наличии соответствующих аппетитов. И без шума.

Искусство — это когда не что, а как

Итак, с отраслевой структурой грядущего передела ясности нет, но, может быть, что-то прояснилось с техникой исполнения? Такая грубая работа, как в случае с ЮКОСом, вряд ли допустима в дальнейшем — когда на конечном этапе всю ответственность за происходящее вынужден был взять на себя президент страны (см. «ПЖ» № 48, 2004 г.). Нужен системный подход.

Большие ожидания были связаны с аналитическим отчетом Счетной палаты, анонсированным в конце года Сергеем Степашиным. Этот бестселлер под названием «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 гг.», выпущенный издательством «Олита», ждали как откровение. Якобы после сумбурных непоследовательных действий в отношении ЮКОСа государство именно в этой книге должно найти руководство к дальнейшим действиям — списки нарушений при приватизации, имена, явки, пароли. И тот самый системный подход, когда дела о пересмотре приватизационных сделок должны быть именно делами о деприватизации (или о национализации), а не прикрываться фиговыми листами басманных решений, в легитимность которых и сами судьи не слишком верят. И тот самый расстрельный список…

Но и в бестселлере ничего подобного не оказалось. Вполне себе благообразный документ без поименного перечисления виновников приватизационных безобразий и без пошаговой инструкции к исправлению допущенных безобразий. Действительно спокойный анализ процессов, а не обличение конкретных сделок и решений, а в качестве рекомендаций — «Основные направления дальнейшего совершенствования правовых и институциональных условий приватизации государственной собственности». Но на повестке дня не «дальнейшее совершенствование», а пересмотр! Или уже нет?

С этим тоже ясности нет. Пересмотр приватизации ЮКОСа был бы самым простым и эффективным способом покончить и с неугодной компанией, и с ее «зарвавшимися» акционерами. Но этим путем президент почему-то не пошел. Вероятно, масштабы дела разрослись бы до непредсказуемых границ, затронув интересы не только отошедших от дел представителей государства, но и тех, кто еще считается вполне почтенным государственником.

Государственники всех времен ценят в первую очередь себя в государстве, а не государство в себе. И под угрозой могли оказаться основы современной российской государственности. Отсюда вывод: передел собственности будет проходить в каждом конкретном случае по-своему, без общих правил и уравнительных подходов.

Надо работать с людьми

Трудности с выработкой общих подходов к предприятиям и отраслям не означают, что отдельные персонажи могут чувствовать свою полную защищенность. В конце концов, санкции налоговых органов в отношении ЮКОСа и обвинение Ходорковского по уголовным статьям — процессы параллельные, но необязательно взаимодополняющие. И один вполне мог бы обойтись без другого. Так и преследование отдельных олигархов может происходить без разрушения их компаний. Не случайно, говорят, Путину нравится анекдот с предложением отъезжающему олигарху «посидеть на дорожку». Итак, кто там шагает как попало? Персонально.

Фридман? Яйца не возвращал, спорт не поднимал, святыни не восстанавливал. Президент у нас, конечно, незлопамятный и немстительный, однако память у него хорошая и добрым дедушкой он пока не стал. На Новый год, кстати, лишил слушателей ельцинского титула «дорогие россияне» и всех поголовно назвал «гражданами России». И таким образом, например, большинство акционеров ТНК—BP остались непоздравленными. Так и будут ходить весь год, если специально не напросятся на поздравление.

Но мы отвлеклись. Фридман, Фридман… А отвлеклись не только мы, но и кому положено, похоже, решили не гоняться за двумя зайцами и, зафиксировав Ходорковского, упустили остальных. Фридман ушел к лорду Брауну, вынудив Путина в присутствии британского премьера благословить интернациональный брак. Получил ли благодаря этому хитрому шагу Фридман индульгенцию? Ему и самому, вероятно, это интересно узнать. Впрочем, в последние дни уходящего года даже проблемы «Вымпелкома» вроде бы рассосались… Неужели Фридману простили нападки на бизнес близких к президенту людей? Если так, то надо выводить из-под потенциального удара всех олигархов, имеющих отношение и к ТНК—BP, и к «Альфе».

Кто еще есть из видных? Абрамович. Да, он! Но над ним столько раз сгущались тучи, из которых ни разу не упало ни капли, что можно поверить в предположения, что он на самом деле до сих пор всем заправляет. Можно вспомнить, например, о роли Абрамовича в ельцинские времена. И, вероятно, какими-то гарантиями безопасности Роман Аркадьевич запасся заблаговременно.

Дальше. Потанин. Уже столько раз попадал на первое место в очереди «за Ходорковским», что, вероятно, привык к этому. Но на последнем съезде РСПП сидел в президиуме рядом с «первым лицом» — в отличие от большинства своих коллег-олигархов, которые трусливо прятались в зрительном зале. И, по мнению осведомленных источников, он, с точки зрения Кремля, — олигарх «правильный». Финансирует кого надо, кого не надо не финансирует, когда надо — говорит, когда не надо — помалкивает. Предсказуем, управляем. Пусть живет.

Металлургические олигархи — слишком много возни, слишком неоднородная среда, слишком близки к ельцинской семье. Себе дороже. Отложить на будущее.

Нефтяники — потенциально привлекательны, но тоже неоднородны, хитры, изворотливы, строят из себя государственников.

Кто остался — а никого и не осталось! Все или ассимилировались, или встроились в ряды, или давно под шумок отчалили. Значит, у президента окончательно развязаны руки: он может действовать когда и как ему вздумается или — творить мудрое недеяние. Дао, понимаешь…

А там, глядишь, кто и проявится.

ИЗ ВЫВОДОВ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

«Согласно общепризнанным международно-правовым принципам ответственность за имевшие место негативные последствия приватизации полностью лежат на публичной власти.

Вывод о легитимности приватизации в целом не означает объявления «заочной амнистии» лицам, совершившим нарушения в этой сфере. … На основании выявленных и доказанных фактов необходимо в судебном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав законного собственника — государства.

В зависимости от тяжести последствий совершенных противоправных действий и сроков их давности формы восстановления нарушенных прав законного собственника могут быть различными. Речь может идти как о безусловном возвращении государству незаконно приватизированного имущества, так и о разного рода компенсационных возмещениях (например, за недооцененную собственность, за невыполненные инвестиционные условия сделок и пр.).

Возврат незаконно приватизированного имущества государству не является национализацией, поскольку, исходя из статьи 301 Гражданского кодекса РФ, каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В рамках действующего законодательства (с минимальными новациями) могут быть разработаны и осуществлены механизмы перераспределения собственности, которые позволят продемонстрировать усилия государства по восстановлению социальной справедливости и дополнительно гарантировать права собственников.

Тот факт, что «символическая черта» под итогами приватизации государством публично не подведена, приводит к отдельным негативным последствиям для экономики (занижение инвестиционных рейтингов РФ и ее регионов; отсутствие уверенности в стабильности правовых основ приватизации и в предсказуемости действий государства приводит к росту недоверия инвесторов и предпринимателей, является одним из факторов низкой налоговой дисциплины и пр.)».

Выдержки из книги «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 гг.»

МНЕНИЯ

Валерий ДРАГАНОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

Взаимоотношения между властью и бизнесом в перспективе мне представляются более открытыми. Но для этого и бизнес, и власть должны исходить из равенства сторон. Весьма важно, чтобы власть, особенно региональная, избежала соблазна совершать не очень осторожные действия. Не надо путать настоящую борьбу с преступностью, изобличение неплательщиков налогов с желанием некоторых губернаторов представить себя радетелями за права граждан. Дело ЮКОСа должно выйти в сугубо правовую плоскость без всяких политических подоплек. Когда правозащитники обвиняют государство в политическом влиянии на какое-то судебное дело, а государство не находит возможности своевременно без всяких недомолвок информировать общественность о том, что на самом деле происходит, возникает взаимное недоверие. Чем дольше нет правовой ясности, тем больше домыслов, тем чаще компании, имеющие налоговые претензии, «выстраиваются в очередь» за ЮКОСом. На федеральном уровне взаимоотношений диалог должен быть расширен и не должен сводиться к отдельным эпизодам, будь то ЮКОС или ЛУКОЙЛ. Ни у РСПП, ни у ТПП не может быть исключительного права поднимать вопросы взаимоотношений бизнеса с властью. Диалог должен идти и на уровне Совета по конкурентоспособности и Консультативного совета при правительстве, и на уровне пусть даже мелких групп защитников прав потребителей или представителей отдельных отраслей. Я очень надеюсь, что новый год будет годом понимания, восстановления доверия между властью и бизнесом.

Сергей БОРИСОВ, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

Отношения власти и бизнеса должны быть рабочими. И работать они должны на экономику, на решение социальных проблем. Взаимные обвинения — это тупиковый путь. Хотелось бы верить, что в следующем году малый бизнес перестанет быть просто элементом политической риторики. Да, сейчас у страны другие интересы, другие приоритеты. И развитие малого предпринимательства в их число пока не входит, невзирая на позицию высшего руководства страны.

Стоит ли удивляться тому, что деловая активность населения находится на столь низком уровне. Фактически у россиян сформировался комплекс приживалы, ожидающего милостей, живущего милостыней.

Есть мнение, что малому бизнесу поддержка государства не нужна. Но господдержка — это отнюдь не «раздача слонов» предпринимателям. Речь ведется о создании рабочей и работающей(!) системы с четким распределением ответственности за развитие малого бизнеса. Мы рассчитываем на то, что уже в этом году законопроект «О политике по развитию малого предпринимательства» будет внесен на рассмотрение в Государственную думу.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, руководитель Фонда эффективной политики:

Власть и бизнес находятся в состоянии углубляющегося кризиса доверия и подходят к тому, что этот кризис превратится в обширный политический кризис. Что будет полезно, я думаю, для правительства. Такой кризис доверия наблюдался в Киеве. У нас он, видимо, будет выглядеть иначе. Причем там, в Киеве, власть в каком-то смысле заняла противоположную позицию — встала на сторону крупного бизнеса, решила «обороняться» вместе с ним, но ей это не помогло: «оборону» прорвали. То, что происходит у нас, — это накопление проблем, отсрочка их решения.

Главная особенность этого кризиса в том, что он не выглядит своим для большинства населения и для мелкого и среднего бизнеса. Пока. Пока наиболее значимые игроки — а к таковым относятся, на мой взгляд, не власть и крупный бизнес, а средний класс и мелкий бизнес — не сформулировали свои позиции, ситуация остается открытой, и мы не знаем, каким будет сценарий.

В целом мелкий бизнес скорее поддерживает действия против ЮКОСа и аналогичных компаний, но непроясненная и непроясняемая ситуация не может быть вечной: в какой-то момент могут возникнуть какие-то сомнения, вопросы, колебания, а это опасно. Людям иногда нравится, как унижают их врагов, но в какой-то момент это надоедает, и если выясняется, что проблемы при этом не решаются, остаются теми же, то чувства переносятся с «объекта мстительности» на его субъект.

Кто следующий? Само существование этого вопроса — признак деполитизации сознания (получается, что люди сидят и ждут, кто следующий), что свидетельствует о ненормальном состоянии и бизнеса, и политического сообщества и о дефиците инициативы.

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований, член Экспертного совета «ПЖ»:

В следующем году, похоже, будет происходить пугливая постановка под контроль нефтегазовых ресурсов. Остальной бизнес возьмет на себя бюрократия, которая усиливает свои позиции. Я сторонник следующего варианта развития взаимоотношений бизнеса и власти. Я считаю, что нефть и газ должны быть национализированы, за счет этого снижены в три раза налоги, в итоге — абсолютно либеральная ситуация для экономики. Норвежский вариант, на мой взгляд, идеален.

Бизнес боится не ошибок, некогда допущенных в процессе приватизации, а произвола со стороны чиновников. Судьбы ЮКОСа большая часть представителей бизнеса не боится, все знают, что причины «интереса» к компании были связаны с политической деятельностью его руководителей. Бизнес боится потерять самостоятельность в результате установления господства бюрократии. Большинство бизнесменов считает, что поскольку они не лезут в политику, то участь известной компании им не грозит, и как ЮКОС они уничтожены не будут. Просто бизнес опасается слишком большой власти бюрократии. При этом я бы не сказал, что крупные компании более уязвимы, скорее, наоборот — у них больше возможностей для подкупа чиновников. Наиболее уязвимым продолжает себя чувствовать по-прежнему мелкий и средний бизнес. Что же касается вопроса «Кто следующий?», могу точно сказать: «Никто».

Политический журнал
http://flb.ru/info/33445.html
Николай ИВАНОВ
19.01.2005

Абрамович | Фридман |

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.