?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Импаерия МЧС

Как закалялась спасательская сталь


"Сейчас в МЧС России есть своя армия, спецслужбы, правительство, министерство иностранных дел, воздушный флот, финансово-промышленные группы. Империя Шойгу включает в себя: Центр управления в кризисных ситуациях, поисково-спасательные службы, войска гражданской обороны, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Государственное унитарное авиационное предприятие, Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, Академию гражданской защиты, Российский центр подготовки спасателей, Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (агентство «Эмерком»), Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования и многое другое.

Свою спасательную военизированную империю Сергей Шойгу начал создавать в 1991 году. Идея организовать службу спасения взамен малоэффективной системы Гражданской обороны СССР оказалась весьма кстати. Новая российская служба получила название Российский корпус спасателей, потом — Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем стала Госкомитетом РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Созданная с нуля, она оказалась на нужном месте в нужное время. Разваливавшееся «единое хозяйство» СССР продуцировало техногенные катастрофы с удручающей регулярностью.

Удачно вписался в новую политическую и экономическую реальность и сам Сергей Кужугетович. На заре формирования российской государственности молодой и расторопный Шойгу сумел получить под новую службу помещения комиссии СМ СССР («комиссии Догужиева»), занимавшейся восстановлением Армении после землетрясения 1989 года. Здание находилось в центре Москвы и было просто напичкано спецсвязью.

В 1994 году Госкомитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в министерство. Изменение статуса и благоволение верхов позволили Шойгу продолжить методичное выстраивание спасательной вертикали. В условиях дефицитного финансирования начала 90-х Шойгу показал себя умелым хозяйственником нового типа: деньги на содержание министерства добывались с помощью личных связей, зарабатывались коммерческими структурами самого МЧС, поступали в качестве гуманитарной помощи Запада. Как результат ведомство Шойгу стало одним из самых хорошо оснащённых министерств.

Одним из первых удачных коммерческих проектов министерства стало участие в лотерее «ТВ Бинго-шоу». Затем при МЧС было создано агентство «Эмерком». Ему было поручено закупать спасательную технику для министерства и ввозить её беспошлинно в Россию.

Как и многие другие структуры, агентство торговало «чёрным золотом». Через «Эмерком» было продано 73,5 млн. баррелей иракской нефти в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Компания заработала на этом около $7,6 миллиона.

В 1995 году при МЧС было создано Государственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП). Сейчас авиационному парку министерства может позавидовать даже МВД: 5 транспортных авиалайнеров Ил-76 ТД, пассажирский Ил-62 М, оснащённый спецсвязью, — всего 12 самолётов и 29 вертолётов (преимущественно франко-германского концерна Evrocopter). В 2005 году авиация министерства должна пополниться ещё 3 самолётами Ан-3 и 2 самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, 1 из которых НПК «Иркут» передаст МЧС уже в конце мая.

Расширялся и штат МЧС. Поначалу ряды спасателей формировались переподчинённых министерству сил Гражданской обороны СССР — в основном отставных военных, уходивших из стремительно нищавшей армии. Сейчас в подчинении министерства около 370 тысяч человек.

Заветной мечтой Шойгу было присоединение к своему ведомству противопожарной службы, входившей в состав МВД. Реализовать свои замыслы, однако, министр смог лишь к 2002 году: в награду за поддержку «Единой России» и лично Владимира Путина на парламентских и президентских выборах 1999—2000 годов. Кстати, вопрос о присоединении пожарной службы к МЧС имел под собой серьёзные финансовые основания и был снят с повестки дня, лишь когда глава МЧС дал согласие, что средства пенсионного и социального фонда пожарных останутся на счетах МВД. Главная противопожарная служба (ГПС), жемчужина в короне империи МЧС, — это около 300 тысяч человек личного состава, разветвлённая структура в регионах, огромный бюджет.

Другую идею — подчинить Гостехнадзор и Госатомнадзор — Шойгу реализовать не смог. В случае же успеха эти службы дали бы МЧС право закрывать или приостанавливать на время работу любого предприятия по причине несоблюдения технологического режима.

Сейчас уже очевидно, что организация Шойгу достигла пределов своего могущества и больше, по всей видимости, расти не будет. Бюджет для МЧС России на 2005 год сформирован на единых с силовыми министерствами и ведомствами принципах и тем не менее впечатляет. Он составляет 20,420 млрд. рублей, не считая выделенного отдельной строкой финансирования «противопожарной безопасности» (12 млрд. рублей).

Бюджетом предусмотрено более чем 6,4-кратное увеличение расходов (по сравнению с прошлым годом) на повышение готовности сил гражданской обороны к защите населения и территорий в мирное и военное время, а также 965 млн. рублей на содержание и оснащение госинспекции по маломерным судам.

В 2005 году из бюджета будет выделено 1,3 млрд. рублей на оснащение МЧС России современной авиационной техникой. Для поэтапного технического переоснащения Государственной пожарной службы предусмотрено 980 млн. рублей. На реализацию мероприятий по реформированию войск гражданской обороны, завершению строительства объектов инфраструктуры спасательных центров на озере Байкал и юге страны — 248 млн. рублей.

Спасатели президента

Фото Сергей ТЕТЕРИН


Насколько профессия спасателя должна быть мирной — вопрос открытый. Последняя крупная природная катастрофа, случившаяся в СССР, — землетрясение в Спитаке — показала, что надо не только разбирать завалы разрушенных зданий, развёртывать полевые госпитали, искать под завалами выживших людей, но и защищаться от мародёров. Так что наличие вооружённых подразделений в МЧС оправданно. Тем не менее стоит всё-таки поднять вопрос: способны ли подразделения МЧС проводить «не спасательные» операции.

Мало кто знает, что «спасательские» структуры, созданные Шойгу, изначально были задуманы как небольшая армия, готовая поддержать нового президента страны Бориса Ельцина. К молодому строителю Сергею Шойгу, с которым Ельцин познакомился ещё во времена опалы, когда Шойгу работал заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, первый президент относился с симпатией и доверием.

При создании МЧС были задействованы наработки по созданию в России Национальной гвардии, задуманной как опора президента и противовес на случай, если армия окажется по другую сторону баррикад. В высших эшелонах власти концепцию создания гвардии в конце концов отвергли. Но региональные центры МЧС нарезали по тем же округам, по которым планировалось расквартировать гвардию.

В 1997 году Шойгу предложил план реформирования МЧС. По замыслу министра, в первую очередь расширение и укрепление новыми кадрами ожидало силовую часть министерства. Только одних генеральских должностей в новой структуре министерства предусматривалось 122: 9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала. Глава МЧС получал звание генерала армии.

При этом элитная часть, на вооружении которой находилось лёгкое стрелковое оружие, у Шойгу уже была. Во всяком случае, сам Сергей Кожугетович, выступая в 1997 году в Думе, это недвусмысленно признал.

Однако тогда план Шойгу не был поддержан руководством страны. В 1998 году Комитет по безопасности Госдумы отправил тогдашнему директору ФСБ Владимиру Путину официальное письмо № 315-2666 с просьбой тщательно проверить информацию, что в Москве, Подмосковье, Ногинске, Новогорске есть опорные базы, в которых подразделения МЧС занимаются подготовкой мероприятий, предназначенных для часа «х». В этом запросе указывалось, что в посёлках Устье и Поречье, находящихся под Рузой, дислоцируются батальон спецназа МЧС и центральный командный пункт. А в Тёплом Стане размещён так называемый антитеррористический центр МЧС. Там же фигурировали сведения о создании в структуре МЧС своего спецназа — со снайперским вооружением и личным составом, набранным из отставников «Вымпела» и «Альфы» и спецназа ГРУ.

Вряд ли эта информация была новостью для главного чекиста страны. По словам бывшего сотрудника президентской администрации, в середине 1997 года Шойгу отправил в Кремль секретный документ — «О перспективах развития МЧС», в котором настаивал на создании антитеррористического центра и батальона спецназа для обеспечения безопасности существующего конституционного строя.

Сейчас в военизированных частях гражданской обороны порядка 40 тыс. «штыков». На вооружении этих подразделений состоит стрелковое и холодное оружие и лёгкая бронетехника, например БТР-80. Представить, что эти силы сейчас могут быть какой-то альтернативой армии, довольно сложно. Даже неармейские структуры выглядят куда внушительнее по сравнению с МЧС. В той же вневедомственной охране МВД РФ работают более 300 тысяч человек, а численность внутренних войск на сегодняшний день составляет почти 200 тысяч человек, на вооружении ВВ состоят современная бронетехника и военно-транспортные вертолёты.

Тем не менее по крайней мере дважды силы МЧС применялись не по назначению. Во время августовских событий 1991 года спасатели участвовали в организации обороны Белого дома и раздавали населению стрелковое вооружение со складов Гражданской обороны. В октябре 1993 года по распоряжению Гайдара Шойгу выделил оружие москвичам, вышедшим на улицы по призыву демократов. Бэтээры МЧС участвовали в штурме хасбулатовского Верховного Совета («Профиль» № 37 (159) от 04.10.1999).

Так что Сергей Шойгу может вывести своих спасателей на улицы, если другие не захотят этого делать. Времена, однако, изменились. Нынешний президент в услугах «карманных армий» не нуждается. Выходец из ФСБ, он пользуется поддержкой спецслужб. МВД возглавляют и контролируют бывшие сотрудники контрразведки. Выходец из СВР Сергей Иванов приглядывает за армией. Так что политической нужды в МЧС в том виде, в котором она существует сейчас, нет. Если министерство не будет расформировано, то силовая составляющая в нём будет неуклонно снижаться."

Версия
http://flb.ru/info/33759.html

01.03.2005

Шойгу

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.