?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Нездоровая конкуренция,


"Девятнадцатого марта президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко обсудили не только общие экономические задачи, но и конкретные инвестиционные проекты. Особого внимания российского президента удостоилась программа совместной разработки и производства пассажирского самолета Ан-148. Новый лайнер президент назвал "очень хорошим", а саму программу его создания - "перспективной". "В феврале украинские и российские партнеры подписали соответствующее соглашение о развитии этого проекта. Объем рынка оценивается примерно где-то в 480 машин. При этом примерно половина - для стран СНГ. Это действительно хорошая работа", - заявил В.Путин.

Казалось бы, после такой высокой оценки началу серийного производства российско-украинского регионального самолета Ан-148 уже ничего не может помешать, но, как ни странно, все оказалось гораздо сложнее. Производство активно тормозится рядом российских чиновников.

Не секрет, что в России и других странах СНГ давно назрела необходимость обновления парка воздушных судов. Устаревшие Ту-134 и Ту-154 требуют замены на новые, более современные машины. В связи с этим высокие шансы на успех имеют сегодня две отечественные разработки: Russian Regional Jet (RRJ) фирмы "Сухого" и уже упомянутый Ан-148 от АНТК им. Антонова. Реализация обоих проектов осуществляется с помощью двух крупнейших российских лизинговых предприятий в области авиации - "Финансово-лизинговая компания" (ФЛК) и "Ильюшин-Финанс" (ИФК). Именно через них государство поддерживает сегодня наиболее перспективные схемы реализации современных самолетов.

Проблема, однако, состоит в том, что подготовленный Минпромэнерго осенью прошлого года проект программы поддержки российского авиапрома стоимостью $2,5 млрд построен по принципу "всем сестрам по серьгам" и без учета рыночного спроса. Вместо того чтобы сосредоточить все имеющиеся ресурсы на наиболее востребованном сегодня проекте (все той же региональной авиации), программа предполагает распыление средств и провоцирует коррупцию при их распределении.

Можно долго дискутировать о технических преимуществах и недостатках самолетов RRJ и Ан-148 (надо сказать, что большинство экспертов все же отдают предпочтение последнему), но при этом существует один, наиболее весомый в наших рыночных условиях аргумент: Ан-148 гораздо дешевле своего конкурента. Да и производство его на 70% российское, в то время как RRJ наполовину состоит из импортных комплектующих. Наконец, Ан-148 уже реально существует, он прошел испытания, и его серийный выпуск можно начать уже в следующем году, тогда как запуск RRJ отстает на несколько лет. Казалось бы, Ан-148 надо быстрее запустить в серию, не дав возможности занять рынок пассажирских авиаперевозок России и СНГ бразильским и канадским производителям. Но на деле все происходит с точностью до наоборот. И отнюдь не из соображений государственной выгоды.

Компания "Ильюшин-Финанс" стала победителем на конкурсе Минэкономразвития РФ по отбору инвестиционных проектов лизинга воздушных судов в 2001 году. Положение о конкурсе предполагало вложение бюджетных средств в наиболее перспективный и проработанный лизинговый проект по передаче новых отечественных самолетов российским авиакомпаниям, которым был признан Ан-148. Предусматривалось, что государство определит форму поддержки только этого проекта из трех возможных вариантов: участие в капитале лизинговой компании, субсидирование процентных ставок и предоставление гарантии по кредитам. Однако по настоянию тогдашнего руководителя Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ Игоря Гаривадского, в список победителей была внесена и Финансово-лизинговая компания, продвигающая RRJ. Ныне г-н Гаривадский является заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности и продолжает опекать ФЛК.

За время существования авиализинговых компаний государство вносило бюджетные средства в уставные капиталы ИФК и ФЛК дважды. При этом из заявленных ИФК 2520 млн руб. государством было выделено лишь 1620 млн, а из заявленных ФЛК 1500 млн деньги были выделены полностью. Позднее Минпромэнерго приняло решение добавить в уставной капитал ФЛК еще 385 млн руб. вне конкурса проектов лизинговых компаний. Кстати, решение о дополнительном выделении средств было вынесено не без участия Минэкономразвития РФ, где его активно лоббировал все тот же г-н Гаривадский. Дополнительные средства планировалось якобы направить на финансирование проектов ФЛК по поставке 8 авиалайнеров Ту-204 для "Владивосток-Авиа". Но простые расчеты показывают: этих денег не хватило бы даже на постройку одного такого самолета.

Невзирая на странности с использованием госсредств в ФЛК, на днях консорциум из четырех российских финансовых учреждений (Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк и Росэксимбанк) подписал соглашение о кредитовании проекта RRJ на $200 млн в ближайшие два года. При этом половина всей суммы будет предоставлена под гарантии правительства, что уже записано в госбюджете 2005 года. По поводу способов возврата данного кредита и процентных ставок банкиры и представители ФЛК сейчас предпочитают отмалчиваться. Напомним, что с 2003 г. создатели RRJ уже неоднократно увеличивали стоимость проекта. Изначально они планировали потратить $410-440 млн, из которых у государства просили всего $38,9 миллиона. Но к началу 2004 г. расчетная стоимость программы НИОКР выросла до $600 миллионов. В настоящее время на ее реализацию, по данным разработчиков, требуется уже $750,13 млн - это только на создание самолета, и еще порядка ?300 млн составляет российская часть затрат на создание двигателя. Все вместе превышает $1,1 миллиарда. В результате с учетом всех затрат цена одного самолета может достичь $30 млн, что просто неподъемно для российских авиакомпаний. На мировом рынке подобное предложение вызовет лишь смех конкурентов с их куда более дешевыми аналогами.

Что дальше? Сейчас ФЛК стремится занять монопольное положение на внутреннем рынке региональных самолетов и добиться дополнительных государственных субсидий и иных преференций (как это пытались сделать для Ту-334, создавая и продвигая "Национальный проект 334"), с тем чтобы получить возможность продавать самолеты по заниженной цене порядка $18-20 млн за единицу (кстати, уровень цен Ан-148). В этом случае российский госбюджет становится донором не только для отечественных, но и для иностранных авиакомпаний, поскольку в производстве RRJ планируется использовать огромное количество импортных комплектующих. Размер государственной бюджетной поддержки продаж RRJ будет зависеть от серии. Но даже для 200 самолетов она может составить $1,5-2 миллиарда. Для российского бюджета проект RRJ может вылиться в $3-4 млрд убытков, которые рано или поздно придется списать. Заметим, что за такие деньги можно реализовать не один действительно "прорывный" продукт в отечественном авиастроении. Хотя, возможно, у госчиновников имеются совсем иные резоны…

Заметим, что, кроме всего сказанного, для изыскания средств на создание RRJ у государства запрашиваются многочисленные льготы и преференции. Это освобождение от таможенных пошлин и НДС на импортные комплектующие и материалы или отсрочка от уплаты НДС до поступления платежей за готовые самолеты, а также отмена пошлин на все ввозимые в Россию иностранные самолеты (чтобы не нарваться на аналогичные барьеры при экспорте RRJ в другие страны). На деле последнее требование разработчиков RRJ открывает российский рынок для мощной экспансии иностранных самолетов, чего с нетерпением ждут зарубежные конкуренты. В итоге получается, что, реализуя свои амбиции по проекту RRJ, его авторы и покровители готовы своими руками поставить крест на российском гражданском авиапроме.

Довольно странным кажется еще одно обстоятельство - участие во всей этой истории вокруг финансирования проекта RRJ главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа. По сведениям газеты "КоммерсантЪ", лично г-н Греф настоял на подписании соглашения о выделении $200 млн и участии в программе RRJ четырех российских госбанков. Неужели куратор российской макроэкономики уже стал настолько самостоятельной политической фигурой, что может не считаться с мнением президента страны, признавшего проект Ан-148 наиболее перспективным на сегодняшний день? Или у министра появились свои приоритеты уже не только в экономике, но и в политике?.."

http://www.utro.ru
http://flb.ru/info/33961.html
Иван ТРЕГУБОВ, 31 марта
31.03.2005

Греф


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Rambler's Top100
агентство федеральных расследований

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.

Rambler's Top100
//