?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Неизвестный плен


"Сколько советских солдат и офицеров погибло во время Второй мировой войны, сегодня точно не может сказать никто. Самые противоречивые цифры касаются тех бойцов Красной армии, которые оказались в немецком плену. Число погибших колеблется от 4 до 5,7 миллиона. Достоверно известно одно: более 60% советских военнопленных так и не смогли после Победы вернуться домой. Они были расстреляны, умерли от голода, ран и болезней. Выжить удалось немногим. О зверствах, которые фашисты учиняли над ними, рассказано немало. В распоряжении «Версии» оказались интересные документы и эксклюзивные фотоматериалы, которые проливают свет на многие неизвестные эпизоды из жизни военнопленных по обе стороны фронта.

Число репрессированных военнопленных завышено
Несмотря на страшные условия немецкого плена, сотням тысяч советских военнопленных удалось выжить и вернуться на Родину. В последнее время вокруг того, как складывалась их дальнейшая судьба, идут горячие споры. Говорят, что подавляющее большинство из них были репрессированы и из немецких лагерей отправлены в лагеря советские. Такую же судьбу разделили и те солдаты и офицеры, которые смогли выйти из окружения. Всех их обвиняли в предательстве. Но в годы войны стране остро не хватало бойцов для армии и рабочих рук для промышленности. Неужели партия и правительство могли так разбрасываться людскими ресурсами? Мы решили разобраться в этом вопросе.

Первым делом мы обратились к самим фронтовикам и узнали немало интересного. Полковник в отставке Владимир Осоуленко прошёл всю войну. Начал он её в Брестской крепости и с оставшимися в живых защитниками крепости выходил из окружения. «Когда мы дошли до своих, в лагеря нас никто не отправлял, — рассказывает фронтовик. — За линией фронта нас встречали представители разных частей и родов войск и тут же предлагали отправиться служить к ним в часть. Меня «завербовали» в авиацию. Всё было просто».

Между тем бывшим пленным и вышедшим из окружения бойцам и в самом деле не доверяли. Уже спустя несколько дней после начала войны отдельным постановлением Государственного комитета обороны СССР в тылу были созданы спецлагеря НКВД, которые занимались фильтрацией солдат и офицеров, побывавших в плену у немцев и в окружении. Однако, если верить недавно рассекреченным документам, дальнейшая судьба большинства прошедших через спецлагеря НКВД солдат складывалась далеко не самым печальным образом. Так, на конец 1944 года из более чем 350 тыс. военнопленных, прошедших проверку в спецлагерях НКВД, 76,25% были вновь призваны в армию. Только 6% были направлены в штрафные роты и батальоны и 3,81% арестованы. Остальные либо были направлены на работу в промышленность, либо демобилизованы или умерли от ран и болезней.

День в плену засчитывался за день на службе
Конечно же, можно предположить, что эти документы были попросту сфабрикованы сталинским режимом, чтобы скрыть бесчеловечное отношение к своим же гражданам, побывавшим в немецком плену. Однако это далеко не единственные доказательства, ставящие под сомнение современные представления о военном времени. Так, согласно материалам, предоставленным нам в Военном финансово-экономическом университете МО РФ, в самом начале войны с бывшими военнопленными и пропавшими без вести солдатами, офицерами и генералами складывалась некоторая неразбериха. Их родственники не получали никаких пособий и выплат. Однако уже к 1943 году ситуация изменилась. Тогда увидело свет постановление Совнаркома СССР № 462, по которому пропавшие без вести фактически приравнивались к погибшим и их семьям начислялись пенсии по потере кормильца и единовременные выплаты. Кроме того, за семьями закреплялась жилплощадь, а дети пользовались преимущественным правом при поступлении в суворовские и нахимовские училища. Правда, речь в постановлении шла только о семьях старших офицеров и генералов. Чуть позже появилось очередное постановление Совнаркома, по которому вернувшимся из плена бойцам после успешного прохождения проверки в упомянутых выше спецлагерях НКВД время в плену засчитывалось в пенсионную выслугу лет в календарном порядке. То есть день, проведённый в плену, засчитывался за день службы в армии. Если же солдаты по состоянию здоровья не могли продолжить службу, им назначалась пенсия исходя из оклада, который они получали до немецкого плена.

Конвенцию об обращении с военнопленными не соблюдали ни СССР, ни Германия
Страшный голод был визитной карточкой немецких лагерей и стал причиной гибели сотен тысяч наших солдат и офицеров. Если верить очевидцам, то как таковых единых норм продовольственного обеспечения советских военнопленных не существовало вообще. В каждом лагере нормы устанавливало начальство. Например, в лагере Саласпилс суточный рацион советского военнопленного составляли 180 граммов хлеба, состоявшего наполовину из опилок и соломы, а также один литр супа без соли, сваренного из гнилого картофеля. В то же время в немецких лагерях содержались не только советские военнопленные, но и солдаты и офицеры других стран антигитлеровской коалиции. Условия их содержания были куда лучше. Во-первых, в крупных лагерях военнопленные из Европы и США жили на отдельных, огороженных территориях, где были хорошие бытовые условия. Во-вторых, начиная с 1942 года к ним в отличие от советских военнопленных допускались представители Международного Красного Креста, которые передавали продуктовые посылки. Например, те же пленные американцы раз в две недели получали от этой организации несколько банок тушёнки, витамины, колбасу, сигареты и многое другое.

Наши военнопленные никаких посылок не видели. В чём же причины такой вопиющей несправедливости, стоившей жизни огромному числу наших солдат и офицеров? Среди прочих называют тот факт, что СССР не ратифицировал в 1929 году Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Мол, из-за этого на наших пленных не распространялись нормы международного права. Противники этого мнения возражают, что Женевская конвенция для Гитлера была лишь отговоркой, а СССР на самом деле соблюдал все требования конвенции по отношению к немецким военнопленным. По крайней мере на бумаге. Мы решили выяснить, как же обстояло дело с питанием немецких военнопленных на территории СССР, и обратились в штаб Тыла Вооружённых сил РФ.

Оказывается, нормы продовольственного обеспечения для немецких военнопленных были установлены ещё в самом начале войны приказом Жукова № 232 от 12 июля 1941 года. По нему суточный рацион каждого пленного немца состоял из целых 14 позиций! Это 500 граммов хлеба, 20 граммов муки, 100 граммов крупы, 100 граммов рыбы, растительное масло, сахар, соль, овощи, томат-пюре, чай, перец, уксус, лавровый лист и мыло. Интересно, что подобные нормы вопреки распространённому мнению существовали и у немцев. Они были установлены приказом главного командования Сухопутных сил Германии 16 августа 1941 года. Ассортимент пайка был куда скромнее и состоял всего из семи позиций. Правда, в отличие от советского в нём было мясо (28,5 грамма в сутки), большее количество овощей (1200 граммов картофеля в сутки). Однако даже сталинский паёк для военнопленных абсолютно не отвечал требованиям упомянутой выше конвенции. Согласно ей суточный паёк для военнопленного должен был быть таким же, как для солдат из резервных частей. В нём недоставало мяса, макарон, сала, спичек, горчицы, махорки. По остальным пунктам норма была занижена в среднем в полтора раза.

Перед отправкой на работу пленных немцев откармливали
Как в Германии, так и в Советском Союзе военнопленные рассматривались в первую очередь как бесплатная рабочая сила. Правда, подходы к её использованию были диаметрально противоположные. Если в Германии наши пленные трудились до полного изнеможения, то в Советском Союзе пленных немцев старались использовать с максимальной отдачей. Одной из отраслей, где был наиболее востребован труд бывших врагов, стала угольная промышленность. Больше всего немцев трудилось в Кузбассе. Первые эшелоны с военнопленными стали прибывать в угольный регион уже в середине 1943 года. Однако новое шахтёрское пополнение представляло собой жалкое зрелище. Как вспоминают очевидцы, для работы под землёй годился в лучшем случае один из 10 военнопленных. Но в отличие от Германии ослабленных военнопленных у нас не уничтожали. В Кузбассе были созданы особые оздоровительные команды, где немцев лечили и откармливали. В то же время, как вспоминают очевидцы, несмотря на все эти меры, пленные немцы выглядели самыми настоящими доходягами. Смерть и болезни в советских лагерях были очень распространённым явлением. Российские историки утверждают, что в СССР погибли более 350 тыс. немецких военнопленных, в то время как западные эксперты настаивают на цифре 1 млн. человек. Последний же немецкий военнопленный вернулся в Германию в 1956 году.

КСТАТИ
Рекорды военного плена


Самым крупным советским военачальником, попавшим в плен к немцам, стал командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант Власов, который затем перешёл на сторону фашистов.

Самым крупным пленённым немецким генералом был командующий 6-й армией вермахта генерал-фельдмаршал Паулюс. Он сдался в плен после окружения и разгрома немецкой группировки под Сталинградом.


Самый знаменитый побег из плена в годы войны совершил советский лётчик Михаил Девятаев. Вместе с группой военнопленных он бежал из лагеря на балтийском острове Узедом. Беглецы захватили немецкий бомбардировщик «Хейнкель» и на нём добрались до линии фронта. В 1950 году Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Самым известным немецким беглецом стал солдат вермахта Клеменс Форелль, который в 1949 году бежал из советского лагеря, расположенного на мысе Дежнёва. До Германии он добирался три года, преодолев за это время около 14 тыс. километров. Его побег лёг в основу романа и кинофильма «Пока несут ноги».

Самое большое число военнопленных за одну операцию в годы войны захватили немцы. Летом 1941 года после окружения войск Юго-Западного фронта, который вёл Киевскую оборонительную операцию, немцы взяли в плен 625 тыс. советских солдат и офицеров.

Советские войска захватили больше всего пленных во время операции под кодовым названием «Багратион», которая летом 1944 года была успешно проведена в Белоруссии. В ходе разгрома немецкой группы армий «Центр» в плену оказалось более 200 тыс. солдат, офицеров и генералов вермахта.

Самым крупным немецким лагерем для советских военнопленных был лагерь в деревне Масюковщина недалеко от Минска. Он просуществовал с 1941 по 1944 год.

В нём постоянно находилось свыше 100 тыс. советских военнопленных. Более 80 тыс. из них погибли.

Самым большим советским лагерем для военнопленных стал лагерь, расположенный близ станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. В нём содержалось 45 тыс. пленных японцев, которые строили Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль"

Версия
http://flb.ru/info/34139.html
Вадим Саранов, Темур КОЗАЕВ
13.05.2005


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.