Как плаваем, так и летаем
Это шумное ЧП с заплутавшим в литовском небе российским истребителем Су-27 вызывает двойственные чувства. Жалко пилота нашего истребителя майора Валерия Троянова, который, заблудившись (отказали навигация и, похоже, средства связи с самолетами, летевшими с ним в одной группе), вынужден был крутиться вслепую, выжигать топливо, искать «дыру» в облаках, чтобы увидеть землю и выбрать на ней безопасный район для уничтожения машины и катапультирования.
Колонка военного обозревателя " Но в то же время и стыдно. За безалаберную организацию перелета, за то, что истребитель, который его конструкторы и продавцы на всех международных выставках рекламировали как один из лучших в мире, не имеет, оказывается, надежных навигационных систем, способных подстраховывать друг друга в случае поломки одной из них. Ситуация чем-то напоминает августовское утопление батискафа АС-28 у берегов Камчатки.
Это еще хорошо, что все так закончилось, ведь потерявший ориентировку самолет могли запросто расстрелять дежурные силы ВВС НАТО, уже поднятые в воздух для пресечения полета «лазутчика». Кружившего, кстати, не так уж и далеко от столицы Литвы, куда ведут основные воздушные коридоры для гражданских лайнеров, - при той плотной облачности могло быть и столкновение.
Такое впечатление, что все это случилось не с боевым летчиком, а с малообученным стажером какого-нибудь любительского аэроклуба. Но Троянов - высококлассный пилот. У него есть лишь две слабины - старая машина (однополчанин Валерия метко назвал ее «летающим металлоломом») и скромный годовой налет часов, всего лишь треть от положенного. И это - беда всех наших ВВС, где полностью боеготовы из каждых 10 самолетов лишь 4, а норму налета (150 - 160 часов в год) имеют лишь 5 процентов пилотов. Вот и получается, что все эти проблемы выходят для нас боком даже при элементарных перелетах. Но самое опасное, что мы «тащим» их не только в зону границ с НАТО, но и в воздушное пространство чужих стран, приютившихся под крылом Североатлантического блока. Причем тех, которые, кажется, спят и видят, как бы подловить нас на таких вот проколах. И теперь вот такой «подарок судьбы». Как бы это кому-то ни показалось «непатриотичным», но Литва в данном случае поступает и с Су-27, и с майором Трояновым по тем правилам, которые мы должны принимать, раз уж вляпались. Как бы ни мучила нас «национальная гордость великороссов», но к технической сути ЧП она не имеет никакого отношения. Надо быть готовыми к самому неожиданному литовскому куражу: даже к тому, что Троянов летел бомбить Вильнюс тактическими ядерными ракетами, а когда понял, что потерял ориентировку, - сбросил их в какой-то лес. Судя по тому, что литовская сторона уже заявила о несоответствии показаний Троянова и данных представителей МО России, нас ждет еще не один такой «сенсационный замес» международного скандала. Можно ожидать, что и российская сторона заявит о том, что нашего пилота литовские следователи подкормили психотропными веществами. Все это мы уже проходили. Пока трудно предположить лишь одно - когда же конфликт будет исчерпан. Но в любом случае ясно, что свалившийся в буквальном смысле слова на голову литовцев «товар» они будут стараться продать по максимально высокой цене.
Понятно, что своего пилота мы, безусловно, на Родину вернем. Но где гарантия, что в следующий раз другие самолеты не потеряют ориентировку?"
Комсомольская правда
http://flb.ru/info/34792.html
Виктор БАРАНЕЦ baranez@kp.ru
21.09.2005
Иванов
|