?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Как плаваем, так и летаем

Это шумное ЧП с заплутавшим в литовском небе российским истребителем Су-27 вызывает двойственные чувства. Жалко пилота нашего истребителя майора Валерия Троянова, который, заблудившись (отказали навигация и, похоже, средства связи с самолетами, летевшими с ним в одной группе), вынужден был крутиться вслепую, выжигать топливо, искать «дыру» в облаках, чтобы увидеть землю и выбрать на ней безопасный район для уничтожения машины и катапультирования.


Колонка военного обозревателя

" Но в то же время и стыдно. За безалаберную организацию перелета, за то, что истребитель, который его конструкторы и продавцы на всех международных выставках рекламировали как один из лучших в мире, не имеет, оказывается, надежных навигационных систем, способных подстраховывать друг друга в случае поломки одной из них. Ситуация чем-то напоминает августовское утопление батискафа АС-28 у берегов Камчатки.

Это еще хорошо, что все так закончилось, ведь потерявший ориентировку самолет могли запросто расстрелять дежурные силы ВВС НАТО, уже поднятые в воздух для пресечения полета «лазутчика». Кружившего, кстати, не так уж и далеко от столицы Литвы, куда ведут основные воздушные коридоры для гражданских лайнеров, - при той плотной облачности могло быть и столкновение.

Такое впечатление, что все это случилось не с боевым летчиком, а с малообученным стажером какого-нибудь любительского аэроклуба. Но Троянов - высококлассный пилот. У него есть лишь две слабины - старая машина (однополчанин Валерия метко назвал ее «летающим металлоломом») и скромный годовой налет часов, всего лишь треть от положенного. И это - беда всех наших ВВС, где полностью боеготовы из каждых 10 самолетов лишь 4, а норму налета (150 - 160 часов в год) имеют лишь 5 процентов пилотов. Вот и получается, что все эти проблемы выходят для нас боком даже при элементарных перелетах. Но самое опасное, что мы «тащим» их не только в зону границ с НАТО, но и в воздушное пространство чужих стран, приютившихся под крылом Североатлантического блока. Причем тех, которые, кажется, спят и видят, как бы подловить нас на таких вот проколах. И теперь вот такой «подарок судьбы». Как бы это кому-то ни показалось «непатриотичным», но Литва в данном случае поступает и с Су-27, и с майором Трояновым по тем правилам, которые мы должны принимать, раз уж вляпались. Как бы ни мучила нас «национальная гордость великороссов», но к технической сути ЧП она не имеет никакого отношения. Надо быть готовыми к самому неожиданному литовскому куражу: даже к тому, что Троянов летел бомбить Вильнюс тактическими ядерными ракетами, а когда понял, что потерял ориентировку, - сбросил их в какой-то лес. Судя по тому, что литовская сторона уже заявила о несоответствии показаний Троянова и данных представителей МО России, нас ждет еще не один такой «сенсационный замес» международного скандала. Можно ожидать, что и российская сторона заявит о том, что нашего пилота литовские следователи подкормили психотропными веществами. Все это мы уже проходили. Пока трудно предположить лишь одно - когда же конфликт будет исчерпан. Но в любом случае ясно, что свалившийся в буквальном смысле слова на голову литовцев «товар» они будут стараться продать по максимально высокой цене.

Понятно, что своего пилота мы, безусловно, на Родину вернем. Но где гарантия, что в следующий раз другие самолеты не потеряют ориентировку?"


Еще на эту тему:

«Разведка» катастрофой
Летчик разбившегося Су-27 мог проверять литовскую систему ПВО


"Новые известия", АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

"Скандал с разбившимся в Прибалтике российским истребителем Су-27 перетек в самые высокие сферы. Вчера министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Литва должна России вернуть пилота Валерия Троянова и обломки машины, а сам летчик может быть представлен к награде. Литовская прокуратура считает, что Троянов совершил преступление. А местные СМИ утверждают, что пилот Су-27 потерпел катастрофу в тот момент, когда пытался прощупать ПВО страны. В пользу этой версии говорят и факты, которые удалось выяснить «НИ». Год назад Валерий Троянов выполнял сходное задание, проверяя работу ПВО Белоруссии.

Для литовских СМИ ситуация с Су-27 до сих пор остается темой номер один. Журналисты упирают на два момента. Во-первых, они задаются вопросом, почему базирующиеся в Шяуляе самолеты ВВС Германии (напомним, Литва входит в НАТО), не среагировали на нарушение границы российским истребителем. Во-вторых, выдвигают версию, согласно которой пилот Су-27 не «заблудился», а выполнял задание по «прощупыванию» противовоздушной обороны Литвы.

Впрочем, даже если эти сведения и соответствуют истине, литовские военные все равно не смогли бы вовремя отреагировать на проникновение истребителя. Су-27 находился в воздушном пространстве Литвы как минимум несколько десятков минут. По правилам, силы ПВО должны были запросить неопознанный самолет на частоте бедствия, а затем поднять в воздух дежурные истребители и принудить чужака к посадке. Возможно, если бы литовская сторона поступила именно так, Россия не лишилась бы машины, стоимость которой исчисляется десятками миллионов долларов. Однако, похоже, литовцы «проспали» нарушителя.

Эта версия объясняет и тот факт, что пилот двигался над территорией Литвы, сохраняя полное радиомолчание. Кстати, как удалось выяснить «НИ», Валерий Троянов уже участвовал в проверке ПВО чужого государства, пересекая его границы. Год назад, 19 октября майор Троянов на Су-27 вторгся в воздушное пространство Белоруссии. Но поскольку этот полет проходил в рамках официальной командно-штабной тренировки объединенной системы войск ПВО Содружества независимых государств, о нем сообщало даже общенациональное белорусское телевидение. Навстречу «нарушителю» тут же были подняты два истребителя. Операция по перехвату проходила в густой облачности, однако за вершилась успешно: российский самолет был посажен на землю. Впрочем, называть учебные действия по проникновению в «чужое небо» уникальными язык не поворачивается. Это довольно стандартная процедура для опытных пилотов.

Тем временем вчера вечером литовская генпрокуратура наконец-то разрешила Валерию Троянову, который находится под домашним арестом, встретиться с женой Ольгой, добравшейся до Вильнюса. «Наши дипломаты встретили Ольгу на границе и проводили в здание посольства, – рассказал «НИ» пресс-атташе посольства России в Латвии Михаил Калугин. – Но встречи с мужем удалось добиться не сразу, переговоры с представителями генпрокуратуры Литвы шли целый день».




Еще на эту тему:

«Майор не знал английского…»
Гибель российского истребителя Су-27 в Литве не удивляет. Как давно уже не вызывает удивления ни одна из катастроф отечественных Вооруженных сил



"Новое время", Владимир Воронов, http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3100&art_id=6696


" По официальной версии три истребителя Су-27 дислоцированной
в Ленинградском военном округе 6-й армии ВВС и ПВО вылетели
с аэродрома Лодейное Поле в направлении Калининграда. Пилоты
должны были отработать взаимодействие с авиачастями
Балтийского флота. Полет должен был проходить в нейтральном
воздушном коридоре над Балтикой. Помимо истребителей в
группу входили еще два фронтовых бомбардировщика Су-24 и
самолет дальнего радиолокационного наблюдения А-50. Машина
майора Троянова следовала в этой авиагруппе последней и на
значительном отдалении от других машин. Что именно случилось
с Су-27, пока сказать трудно. Возможно, после того как
самолеты вошли в зону облачности, истребитель просто отстал
от общей группы. Представители МО РФ утверждают, что
поступило сообщение о потере ориентации: предположительно,
отказало навигационное оборудование самолета. Потому Су-27 и
оказался в воздушном пространстве Литвы – без приборов пилот
не смог ориентироваться над морем. Доложив на землю о
случившемся, летчик выработал топливо, снижаясь кругами, и
катапультировался.

Безъязыкая авиация

Литовский министр обороны Киркилас сообщил, что служба
контроля воздушного пространства вела наблюдение за
самолетом в течение шести минут. И в связи с нарушением
воздушного пространства в воздух по тревоге были подняты
дислоцированные на литовской авиабазе истребители F-4
«Фантом» немецких ВВС. Однако в таком случае ПВО Литвы
крупно «зевнуло»: по словам главнокомандующего литовской
армией Валдаса Туткуса, Су-27 пробыл в воздушном
пространстве целых 20 минут, правда, он «не представлял
военной угрозы», а его пилот, «находясь в воздушном
пространстве Литвы, включил сигнал SOS». И в ходе анализа
данных радара тоже сделали вывод, что у самолета возникли
технические неполадки и пилот потерял ориентацию. В общем,
литовцы решили нарушителя не сбивать, хотя и могли. Еще
литовский министр обороны скажет, что «упавший самолет
отнюдь не новый, да и его пилот, кажется, уже сделал не одну
аварию». Намек на низкую квалификацию пилота более чем
очевидный.

Однако начальник службы безопасности полетов Минобороны РФ
генерал-лейтенант Сергей Байнетов тут же заявил: майор
Валерий Троянов – опытный пилот, аварий ранее не имевший.
Возможно, вот только следующее откровение генерала
потрясает: оказывается, пилот не знает английского языка и
потому не смог объяснить ситуацию представителям НАТО!
Летчик, не знающий английского, это нонсенс. Как можно было
выпустить в воздух, на международную трассу такого летчика?!
Это же не пилот Ан-2, совершающего рейсы в Нерюнгри, а
боевой истребитель – либо он владеет международным языком
общения, либо его надо держать подальше от границ. Так или
иначе, но это весьма любопытный факт, штришок к вопросу о
квалификации.

Другая странность в том, что все военные чины дружно
кинулись разъяснять, что, мол, при отказе навигационных
систем потеря ориентации над морем, где нет видимых
ориентиров, обычное дело. Разумеется – но лишь для пилота,
совершенно не подготовленного для полетов над морем. Троянов
– не морской летчик, такой подготовки не проходил. Уже
потому выпускать его в полет над морем – служебное
преступление.

Не меньше претензий можно предъявить и военным диспетчерам,
которые отвечали за проводку группы: уж они-то просто
обязаны были помочь пилоту – чтобы хотя бы вывести к своей
территории. В конце концов, в авиации отрабатывают варианты
вывода самолета к аэродрому при отказе приборов. Весь полет
авиагруппы выглядит откровенной авантюрой: в опасный полет
по международному коридору и над морем послали летчиков, не
умеющих ориентироваться в сложной ситуации и даже в случае
необходимости не способных вести переговоры на общепринятом
в авиации английском языке.

Полный износ на хозрасчете

Бывший главком ВВС России Анатолий Корнуков считает, что
причиной гибели истребителя мог стать не отказ приборов или
ошибка пилота, а усталость металла, поскольку, хотя это «и
железо, но у него есть свой срок, так как металл испытывает
постоянное напряжение, имеется остаточная деформация из-за
плотности воздуха и перепадов давления». Литовцы, кстати,
подтверждают, что машина далеко не новая. При этом Корнуков
со знанием дела намекнул, что «беда одна не ходит, если
проблемы с отказом одной машины есть, следовательно, никто
не может гарантировать, что такая же ситуация не случится с
еще одной», а «самолеты надо не только ремонтировать, их
надо и менять». На что, как водится, денег нет.

Кстати, оборудование Су-27 вполне могло быть повреждено на
земле из-за ненадлежащего состояния аэродрома. На днях
заместитель главкома ВВС по тылу генерал-лейтенант Иван
Пеньков выдал «страшную» военную тайну: свыше 70 процентов
авиабаз требуют незамедлительного капитального ремонта по
причине практически полной изношенности. Сам главком ВВС
Михайлов еще в феврале 2005 года на заседании коллегии
Минобороны заявил примерно то же: полеты боевой авиации
скоро станут просто невозможны. В данный же момент у ВВС
России набирается не более десятка авиабаз, отвечающих
требованиям безаварийной эксплуатации боевой техники! На
всех других самолеты просто-напросто гробят. Однако в ответ
на это Сергей Иванов предложил ВВС… самим изыскать источники
внебюджетного финансирования для поддержания аэродромов в
надлежащем виде. ВВС на хозрасчете – это, конечно, нечто.

Авария внешнего значения

Так что не произойди 15 сентября крупной неприятности именно
в Литве, это могло случиться позже – там же или в Латвии,
Эстонии. Поскольку едва ли не чудом может считаться, что до
сих пор самолеты ВВС России не падали на территории этих
стран: в последнее время они постоянно барражируют в опасной
близости от границ, регулярно нервируя натовских операторов
системы ПВО имитацией массированных авианалетов. По крайней
мере, известно, что в августе этого года самолеты российских
ВВС произвели имитацию налета на Эстонию.

Конечно, такие штучки – обычное дело для эпохи «холодной
войны». Однако сейчас в такие забавы стоило бы играть
осторожнее: неровен час «отказ навигационных систем» может
произойти аккурат во время такого «учебного» налета.
Пикантность же нынешней ситуации придает еще и то, что
рухнувший в Литве истребитель нес на своем борту штатное
вооружение с полным боекомплектом: 30-мм пушку со 150
снарядами и четыре управляемые ракеты класса «воздух-
воздух». То есть вполне мог произойти еще и вооруженный
инцидент!
А ведь и в более благословенные для нашей авиации времена
случалось такое, от чего волосы дыбом вставали. Скажем, 4
июля 1989 года пилот советского истребителя МиГ-23,
вылетевшего с польской базы, получив аварийный сигнал о
пожаре, направил машину в сторону моря и катапультировался.
Боевой самолет без пилота тогда еще несколько часов спокойно
продолжал полет, пролетев над всей Западной Европой до
Бельгии, где и рухнул, разрушив частный коттедж и убив
человека.

Теперь зададимся вопросом: в условиях столь кризисного
состояния, когда аэродромы разваливаются от ветхости,
техника – тоже, само ли командование ВВС решает пощекотать
нервишки западным супостатам, учинив полеты на грани фола? В
политической самостоятельности авиационных генералов можно
усомниться да и начальник Генштаба Балуевский – не Квашнин,
так что никаких резких движений без согласования с министром
обороны он себе просто не позволит. Конечно, не Сергей
Иванов определяет конкретный план полетов, но уж он-то точно
должен быть в курсе того, что может вызвать международный
инцидент, – ему же расхлебывать. Так что понимание
последствий воздушной активности на западном направлении у
него должно присутствовать. На то он и министр. И вряд ли
господин Иванов тут проявит самодеятельность, которая может
поставить в неловкое положение уже не только его самого, но
и его патрона. Значит, круг замыкается: ВВС «учатся летать»,
нервируя привычного противника, потому что это вполне
укладывается в генеральную линию. Факт налицо: на
европейском ТВД – театре военных действий – российские ВВС
ведут себя раскованно, а вот на Дальнем Востоке стараются не
проявлять и малой доли подобной активности, дабы не
провоцировать китайские ВВС."

Комсомольская правда
http://flb.ru/info/34792.html
Виктор БАРАНЕЦ baranez@kp.ru
21.09.2005

Иванов

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.