?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Войско вольного аула

“Мир на тебя плюнул — плюнь и ты на него”


При отражении нападения на столицу Кабардино-Балкарии уничтожено 92 боевика. Задержан 31. Скольким бандитам удалось скрыться, точно никто не знает. Источники в силовых структурах говорят, что нападавших было около 200. Известно, что подавляющее большинство нападавших — жители республики в возрасте от 18 до 30 лет. Пока не выяснено, кто руководил нападающими: сам Басаев, кабардинский авторитет Астемиров или кто-то другой. Но это и не столь важно. Главный вопрос Нальчика: как главарям удалось поставить под ружье такое количество мятежников в мирном городе и послать их на верную смерть? На чем основана бандитская идеология и почему молодые люди готовы за нее убивать и погибать? Обозреватель “МК” выяснял это в Нальчике.
Не по наши души
Раненый бандит лежал на тротуаре в начале улицы Шогенцукова. Вокруг стояли милиционеры и военные. За оцеплением бились в истерике мать и жена бандита.
— Пропустите меня, — кричала женщина. — Я его мать. У него двое детей. Дайте его перевязать.
Милиционеры и военные не обращали на нее внимания.
— Ребята, вы или добейте меня, или окажите первую помощь, — попросил бандит.
Добивать бандита никто не стал. Он сам скоро умер от потери крови.
Очевидец этой сцены, который все это мне и рассказал, так прокомментировал случившееся:
— Каждый преступник достоин того, чтобы его выслушали. А у нас в Нальчике психологии нет. Ты или плохой, или хороший. Свой или враг. А почему ты стал врагом — никого не колышет.
Первое, что бросилось в глаза при въезде в Нальчик, — обособленность горожан и военных. Людей мало интересовала судьба подвергшихся нападению милиционеров. А те, в свою очередь, видели потенциального врага в каждом встречном. Милиционеры бились с противником. А горожане взирали на эту войну с равнодушным любопытством, порой стоившим им жизни.
Итак, большинство нападавших — местные. Я стал искать причины этого мятежа. Выяснять мотивы нападавших. Я спрашивал об этом у таких же жителей Нальчика. Ровесников этих бандитов. Молодых людей от 18 до 30 лет. Они сначала думали, потом отвечали, но фамилии свои просили не указывать. Потому что в их словах было сочувствие нападавшим.
— Я видела их трупы, — говорит Карина. — Молодые пацаны в дешевых спортивных костюмах. Типичные “нарты”, это у нас такое оскорбительное прозвище, вроде как лох. Они пришли не по наши души. Они целенаправленно били тех, кто в погонах. В тот день все садики работали, все школы. Захватить их было гораздо проще, чем напасть на милицию. Но бандиты ничего этого не сделали. И я бы не отделяла этих ребят от общества. Они просто экстремисты. А в остальном такие же бедолаги, как мы. И если бы все жители Нальчика еще до 13 октября вышли на улицы с протестом против властей, устроили бы такую “оранжевую” революцию, то, возможно, у этих ребят не было бы причины браться за оружие.
“Оранжевую” революцию жители Нальчика не совершили. Но по какому-то совпадению, по словам очевидцев бойни, на руках нападавших были желтые и оранжевые повязки. По ним они отличали своих.
Своруй, запей, убей
— Нальчик очень благополучный город, — продолжает Карина. — Чистый, уютный, тихий. Но только с виду. Мне 27 лет. Я училась в 3-й школе на Круче. Это возле тюрьмы. В моем классе было 24 человека. Из них только 6 девочек. Из всех моих одноклассников-мальчиков живы только двое. И только потому, что они в Москву уехали и там живут. Остальные погибли. Кто от передозировки, а кого убили кредиторы за те же наркотики. Нечего тут делать, в Нальчике, молодому парню из обычной семьи. И в институт он не поступит, потому что денег у него нет. Я заканчивала сельхозакадемию. Тогда она еще институтом была. 76 человек на курсе, и все равны. Все обычные люди. А теперь, чтобы поступить в академию на бухучет, нужно заплатить 120 тысяч рублей. То же самое и с работой. Чтоб в госструктуру устроиться, надо взятку дать. Я после института в Москве работала, потом вернулась по семейным обстоятельствам. У меня и диплом, и опыт, но без взятки никуда не брали. Плати 2000 долларов и работай. Например, в налоговой. И то, только до тех пор пока за твое место кто-нибудь четыре тысячи не заплатит. Молодая девушка, правда, еще и через постель может устроиться. Пока не придет на ее место другая девушка, посвежее.
Короче, я ничего и никому не давала, а завела свой бизнес. Вот это кафе. Но и здесь дышать не дают. Налог я должна платить с площади. 22 000 в месяц. Это по закону, но для малого бизнеса нереально. Власть посылает мне налоговика. И мы с ним договариваемся. Я плачу только
12 000, но официально проходят только 6. Остальное налоговик кладет себе в карман. Так меня держат за горло. И в любой момент могут оставить и без этого кафе, и вообще посадить. И так везде. А хорошо живут только те, кто при власти. Год назад обокрали дом тогдашнего председателя парламента Хусейна Чеченова. Только налички — в рублях, валюте, золоте — вынесли на 20 миллионов рублей. И все об этом знают. И вот представьте, появляются люди, которые говорят: власть надо менять, потому что она врет, ворует, душит. И кто им не поверит? А перспективы у молодого человека из бедной семьи такие: или своруй, или запей, или убей. Самые слабые сопьются или сколются. Те, что похитрее, будут красть. А самые тупые и отчаянные пойдут воевать даже за небольшие деньги. Вот такие в основном на ментов и напали.
Нельзя сказать, что Карина нарисовала какую-то исключительную картину. Взятки берут не только в Нальчике. И не только здешняя молодежь не знает, куда приткнуться. Однако в других городах России подобный массовый мятеж представить трудно. Социальные и экономические проблемы — только почва для экстремизма. Обязательное, но не достаточное условие. В других городах молодежь просто спивается. Поголовно и, главное, мирно, без стрельбы. Нальчик другое дело. Уже более 10 лет этот город и вся Кабардино-Балкария находятся под пристальным вниманием исламских экстремистов. Власти об этом знают и борются с фанатиками как умеют. То есть грубо и неэффективно. Болезнь загоняется внутрь, где и формируется, как выразился в Нальчике замминистра внутренних дел России Новиков, “кабардино-балкарское террористическое подполье”.
Джамаат “Ярмук”
Первые исламские миссионеры из Саудовской Аравии, Турции, Иордании появились в Кабардино-Балкарии и других северокавказских республиках еще в начале 90-х. И уже в 93-м местные неофиты-радикалы организовали массовые выступления против духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии. До кровопролития тогда дело не дошло, но прозвучали первые публичные угрозы свержения власти и введения шариатского правления. Потом были первая и вторая чеченские кампании. И жители Кабардино-Балкарии приняли в них участие на стороне боевиков. Известно, что только из Терского района республики в Чечне против федералов воевало более 100 человек. Из Чечни в Кабардино-Балкарию пришел боевой опыт. Опыт убийства, которым ветераны могли делиться со своими юными братьями по вере. В Чечне местные экстремисты также обзавелись нужными связями. Шамиль Басаев не раз бывал в Кабардино-Балкарии и успешно здесь скрывался. Здесь действовали сообщники Басаева. Например, братья Шогеновы, участвовавшие в организации теракта в Тушине. Чеченская террористка Зарема Мужахоева по подложным документам лечилась в Нальчике от гайморита перед тем, как выехать в Москву. Террористическое подполье в КБР формировалось долго и тщательно. И впервые заявило о себе как о серьезной организации только в декабре прошлого года — нападением на Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КБР, когда было убито 4 полицейских и похищено около 60 автоматов и 200 пистолетов. На сегодняшний день, по неофициальной информации, кабардино-балкарский джамаат “Ярмук” насчитывает около 30 подпольных общин общей численностью до 5000 человек. Лидерами называют Анзора Астемирова и Мусу Мукожева. Оба в розыске по подозрению в организации нападения на ФСКН. Далеко не все последователи “нового ислама” готовы выступить с оружием в руках. Если местные ваххабитские лидеры способны собрать для отчаянной смертельно опасной вылазки 150 человек, значит, они действительно располагают серьезными ресурсами и авторитетом среди своих последователей.
“Мы посадили деревья, пора собирать плоды...”
Одним из ваххабитских районов Нальчика считается Вольный аул — поселок на окраине города. В начале 90-х здесь, в помещении кинотеатра, была открыта мечеть, которая считалась главной в городе. Недавно ее закрыли. Неофициальная причина закрытия — мечеть считалась рассадником ваххабизма. А формально мусульманам просто не продлили договор. Мой следующий собеседник по имени Арсен, житель Вольного аула, хаживал в эту мечеть, пытаясь увлечься религией, но в конце концов увлекся карате, что, возможно, и уберегло его от экстремизма.
— Анзор Астемиров в нашей Вольноаульской мечети часто пятничный намаз проводил, — вспоминает Арсен. — Все мусульмане садятся, а он к микрофону и рассказывает об исламе. Но ничему плохому Анзор не учил. Чтоб человека, например, убить. Когда люди слушали его в мечети, то многие плакали. Он так чисто рассказывал. Я думал, что это самый добрый человек в мире. Там, в мечети, они чередовались между собой. Был еще такой Расул. Вот он говорил пожестче. Заставлял молиться по пять раз в день, давил, приказывал. А Астемиров просто уговаривал от души. И вот представь себя маленьким слабым человеком. Денег у тебя нет, ты не спортсмен, не красавец, девушки тебя не любят. Вот такие люди и шли за Анзором. Ваххабиты таких людей особенно принимали. Представьте, мир на тебя плюнул, а здесь ты кому-то нужен. И разговаривают с тобой уважительно. И деньгами помогут при случае. Ваххабиты, они такие акции устраивали. Воскресник где-нибудь проведут. На улице Искожева, я помню, территорию прибирали. А то футбольный матч затеют. Показывают, мол, мы за чистоту на улицах, мы за здоровый образ жизни. Сначала тебе дадут чувство собственного достоинства, потом какую-никакую физподготовку, а потом скажут — мир на тебя плюнул, давай и ты плюнь на него. И человек не может возразить. Потому что по сути он так и остался слабым, каким и был. А если возразит, то ему намекнут — у тебя, мол, и родственники есть. И вот этот самый человек берет в руки оружие. Потому что если он выживет, то станет авторитетом. А если убьют, попадет в рай от всех этих проблем.
Астемиров как-то сказал на пятничном намазе: “Мы посадили много деревьев, теперь пора собирать плоды...” Я так понял, деревья — это мы. Но не все деревья дают плоды. Были ведь и такие — и в мечеть ходят, и на дискотеки, и уразу держат, и анашу курят. Вот такие Астемирову не нужны были. Такие плодов не дают. Таких под себя не воспитаешь. Я сам такой. Я когда это понял, больше в мечеть не ходил. А другие ходили. И их постепенно превращали в войско. Сначала скажут, что мусульмане должны быть сильными, потом - что мусульмане должны быть едиными и не давать в обиду братьев. Кровь брата по Корану священна. А кто мусульманину брат? Да все мусульмане мира. Чеченцы, например. А менты этих братьев в Чечне мочат. И еще каждый мусульманин должен заступаться за свою мечеть. А тут у них мечеть забрали. И их предводитель мог сказать: за что у нас забрали мечеть? Мы ничего плохого не делали, мы только молились, значит, нас хотят унизить, надо принимать меры. Многие мусульмане в Нальчике теперь просто в недоумении. Не все же такие экстремисты. Но я уверен, что большинство наших мусульман считают, что эти люди поступили правильно.
— И ты так считаешь, Арсен?
— Да какой я мусульманин?
— А ты кого-нибудь из нападавших знал лично? Говорят, там из Вольного аула люди были.
— Если бы даже и знал, то никому бы не сказал. А то запишут в пособники, начнут мстить.
“Они тоже любили свой город...”
Мечеть в Вольном ауле закрыли после того, как будущий президент бизнесмен Каноков построил в городе новую мечеть. С ее открытием прикрыли и все остальные мечети по городу. Которые, строго говоря, являлись только местами для молитвы. И располагались в случайных помещениях — в общежитиях и на съемных квартирах.
— Но молодежь в новой мечети не показывается, — говорит Арсен. — Там, говорят, ислам какой-то другой. А мулла властью назначенный. У мусульман так не принято. Муллу сами должны выбирать.
Я пришел к вольноаульской мечети уже затемно. Железная калитка была на замке. Но из глубины двора слышались мужские голоса.
— Есть кто живой? — окликнул я.
От стены отделилась тень, ко мне подошел усатый пожилой мужчина.
— Это мечеть?
— В общем, да, — ответил мужчина. — Но сейчас здесь администрация Вольного аула. А я — сторож.
— А можно с кем-нибудь из начальства поговорить?
— А с кем ты поговоришь, — пожал плечами мужик. — Там все уже пьяные. Завтра приходи.
Он ушел, а я попытался сформулировать для себя, в чем главный просчет нашей власти. Ее ошибка в том, что она пытается победить ваххабитов физической силой. Чем только закаляет их дух. Молодые люди стали последователями Астемирова не потому, что он их заставил это сделать, а потому, что убедил их в верности своего учения. Для человека с подвешенным языком это несложно. Тем более когда твоя аудитория — неискушенные молодые люди, которые еще не знают, что в мире есть далеко не одна верная идея и не одна правильная религия. Светская власть всегда кажется несправедливой. А ваххабитский максимализм хорошо ложится на максимализм юности. Как пел вражеский бард Тимур Муцураев: “Лишь джихад, и жизнь ясна”. Но вместо того чтобы найти уважаемого и образованного имама для вольноаульской мечети, способного переговорить хитрого Астемирова, власть эту мечеть просто закрыла, и теперь в ней по вечерам бухают маленькие местные начальники. Имеют право, конечно. Но даже меня, православного, это немного покоробило. Все-таки мечеть, пусть и бывшая.
Я сказал Арсену: “Когда ваши отморозки ездили в Чечню воевать против русских, это хоть как-то можно было объяснить. В Чечне уже вовсю шла война. Но зачем они устроили бойню в своем родном Нальчике? Превратили курорт в горячую точку? Подставили под пули своих соседей?”
— Обрати внимание, — ответил Арсен, — они обстреляли только административные здания — милицию, УИН, ФСБ, ГУБОП. А здания, представляющие художественную ценность, памятники — не пострадали. Поэтому я думаю, что нападавшие тоже любили свой город.
Вчера в Нальчике около 30 женщин — родственницы убитых боевиков — собрались возле Дома правительства. Требовали выдать тела. Начальник республиканского бюро судебной медицины Азрет Мечукаев сообщил, что идентификация тел боевиков продолжается, и пока Генеральная прокуратура не даст разрешения, родственникам они выданы не будут. Напомним, что в морге Нальчика находится 85 трупов участников нападения на город.

Московский комсомолец
http://flb.ru/info/34990.html

18.10.2005


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.