?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Первая русская приватизация

Девятого ноября 1906 года (по старому стилю) императорский указ дал старт аграрной реформе, вошедшей в историю как
столыпинская.


"Глядя из сегодняшнего дня, ее можно назвать крупнейшей
приватизацией в истории Российской империи, своеобразной,
хотя и не буквальной предшественницей нашей родной
приватизации 90-х годов.

Девяностодевятилетие – дата некруглая и располагает не к
юбилейным комплиментам, а к вниканию в проблемы. При
очевидном различии объекта реформ у «приватизации по
Столыпину» и «приватизации по Чубайсу» больше общих черт,
чем принято думать, – и в условиях реализации, и в
несбывшихся политических ожиданиях, и в характерной
общественной ауре.

Личное сопоставление Петра Аркадьевича с Анатолием
Борисовичем, возможно, пришлось бы по душе второму из них и
не уверен, что первому. Впрочем, эта статья – попытка
сравнить не две биографии, а два проекта.

Есть ли надежда, что стратегический результат приватизации №
2 будет иным, чем у перечеркнутой революцией приватизации №
1? Возможно, неповторимые черты ситуации 1900-х годов
немного укрепят нас в этой надежде.

Какой была ситуация

К началу ХХ века примерно четыре пятых жителей империи были
крестьянами. Почти все крестьяне Центральной России жили в
деревенских обществах (общинах). Общинные территории
состояли из семейных наделов и из земель, находящихся в
общем пользовании (пастбищ, лесов и т.п.).

Часть общин были похожи на коммуны и назывались передельными
(наделы регулярно делили заново, чтобы было справедливо).
Другие общины назывались беспередельными (наделы
передавались по наследству).

Что не нравилось общинным крестьянам?

Крестьянин, даже если и хотел перестать быть крестьянином,
не имел права продать надел – даже своему соседу, а тот, в
свою очередь, не мог увеличить собственный участок, даже
если хотел этого и имел материальные возможности.

Крестьянину было трудно даже и просто покинуть общину и
переселиться на заработки в город – надо было преодолеть
много формальных и неформальных препятствий. Формальные
препятствия понемногу отменялись, неформальные оставались в
силе.

Все говорило о дефиците либерализма в деревенском
устройстве. Но действительно ли среднестатистический мужик
страстно мечтал стать частным собственником? Фермером-
предпринимателем? Ход реформы скоро показал, что скорее нет,
чем да. Страстные мечты были, но о другом.

С общинами соседствовали дворянские поместья, и деревенские
общества перманентно хотели присвоить их земли себе – по
меньшей мере частично (отобрать «отрезки» и фактически
арендуемые участки), а еще лучше – полностью.

В дискуссиях того времени (и в их продолжениях, ведущихся до
сих пор) тогдашних крестьян напрямую (или задним числом)
убеждали, что грабить бар нелогично и что даже полная их
экспроприация увеличила бы крестьянские наделы от силы раза
в полтора.

На это крестьяне, по крайней мере те из них, кто был знаком
с риторикой, отвечали (или могли бы ответить), что полтора
раза – это весьма существенное приращение, плюс к тому,
должна же быть справедливость: сколько можно терпеть, как
рядом с крестьянскими земельными лоскутками жируют дармоеды-
кровососы?

Правы ли были крестьяне, считая, что их наделы малы? Средний
размер семейного надела в 1905 году составлял по земельной
переписи 9,5 десятины (около 10 гектаров). По
западноевропейской мерке – сносно, по американской – мало.

Впрочем, русский крестьянин жил не на Западе,
производительность его труда была ниже в несколько раз, так
что нехватку земли он ощущал самым реальным образом. И
вдобавок чувствовал, что эта нехватка растет.

Русская деревня переживала демографический взрыв. Только
половина прироста населения убывала в города или на освоение
целинных и залежных земель. Остальные оставались дома и
увеличивали число претендентов на наделы. Такова была
социальная реальность.

Добавим к этому еще и реальность политическую, не менее
суровую, но почему-то мало принимаемую в расчет. Жизнь общин
управлялась и контролировалась государственным аппаратом.
Крестьянские авторитеты, задававшие тон в деревенских
обществах, фактически не входили даже в низовой слой
тогдашней «номенклатуры» и уж тем более не имели перспектив
внутри нее продвинуться.

Правда, они могли выбирать и быть избранными в различные
представительные структуры (в земства, позднее в Думу), но у
этих структур было мало ресурсов и полномочий, а главное,
они существовали отдельно от реальной власти.

Пропасть между крестьянством и аппаратно-дворянской системой
управления была в принципе непреодолима в рамках тогдашнего
режима.

Чего хотел режим

Общая дееспособность имперского режима в 1900-е годы была
явно ниже, чем в эпоху Великих реформ Александра II. Не
вдаваясь в причины, отметим сам факт.

Даже и в 1905 году власти еще имели иллюзию, будто селяне-
царелюбцы – опора системы. Это наложило печать на первый
думский избирательный закон, давший крестьянам заметную долю
мест.

В 1906-м, когда собралась первая Дума, власти увидели, что
крестьяне-депутаты хотят не с крамолой бороться, а отнимать
землю у помещиков. Впрочем, еще раньше их убедили в этом
массовые погромы имений.

На высшей точке смуты центральная власть почти готова была
уступить. Более или менее серьезно обсуждались схемы
отчуждения части помещичьих земель и передачи их крестьянам.
Но как только мятежники начали проигрывать правительственным
войскам, в спорах сразу поставили точку.

«Право собственности свято и должно быть неприкасаемо», –
заявил император крестьянской депутации в начале 1906 года.

На практике святость этого принципа была весьма выборочной.
Права российских подданных, в том числе собственнические, и
де-факто и де-юре очень и очень различались в зависимости от
их сословной, конфессиональной и племенной принадлежности.

Провозглашенный сувереном принцип неприкосновенности
дворянских имений выражал не столько универсальный идеал,
сколько вполне конкретный интерес помещичьих лоббистов,
задававших тон в руководящих верхах империи. Но естественным
порядком из этой установки вытекал политический рецепт:
вместо журавля в небе (помещичьей земли) предложить
общинникам синицу в руки (собственнические права на ту
землю, которой они и так пользовались).

Поэтому еще до того как Столыпин стал премьером (летом 1906-
го), образовался достаточно узкий коридор возможностей,
внутри которого он только и мог действовать.

Был и финансовый ограничитель. Аграрная реформа обязана была
быть дешевой. Все ее затраты – на землеустройство, на
кредиты индивидуальным хозяйствам, на поддержку
переселенческой деятельности – не должны были ударить по
традиционным расходным приоритетам милитаризованного
имперского режима.

Если политика – это искусство возможного, то как назвать
курс, нацеленный на заведомо невыполнимые задачи?

Искусство невозможного

В годы, предшествующие Русско-японской войне, когда тучи
внутреннего кризиса уже явственным образом сгущались,
Петербург тратил деньги и энергию не на заселение Дальнего
Востока, а на колониальное освоение китайской Маньчжурии.
Туда, в глубь Китая, тянулись железные дороги, возводилась
мощная военно-морская база Порт-Артур, подтягивались корабли
и войска.

Вся история ХХ века показала бессмысленность подобного рода
трат и усилий, которые только выросли бы, если бы война с
Японией увенчалась победой. А так маньчжурские, корейские и
сопутствующие проблемы стали уже проблемами японскими и
висели на этой стране вплоть до ее краха в 1945 году.

Что же до Российской империи, то параллельно со столыпинской
реформой осуществлялась, например, военно-морская программа,
и сопоставление стоимости той и другой (десятки миллионов
рублей в год на первую и сотни – на вторую) ясно показывает,
которая из них виделась властям в качестве главной.

Могучий флот должен был стать психологическим реваншем за
Цусиму. И он им стал, хотя сам Столыпин предпочел бы что-
нибудь подешевле и попрактичнее. Потом этот флот, запертый в
Балтийском и Черном морях, так и не пригодился ни старому
режиму, ни его советским наследникам (за исключением одного
устаревшего крейсера в 1917 году).

Понять, что аграрная реформа вовсе не была главным
начинанием тогдашних властей, – это уже многое понять и в
реформе, и во властях.

Куда более живой интерес, и не только у режима, стоящего на
последней черте, но и у либерального сообщества, стоящего,
вопреки собственным догадкам, там же, вызывали традиционные
имперские проекты – Иран, Балканы, Босфор, Дарданеллы.

Конечно, можно сказать, что так мыслили тогда все имперские
державы. Это верно. Но ведь «все» и рухнули. Накануне и во
время Первой мировой войны пали все континентальные империи
– от кайзеровской и Австро-Венгерской до Османской и
Цинской. Диагноз при всем размахе местных различий был
общий: потеря адекватности.

Столыпин верил, что Российскую империю можно уберечь от
такой судьбы с помощью аграрной реформы, осуществляемой даже
и в тех узких рамках, в которые она изначально была
поставлена. Он просил только двадцать лет покоя.

Девять лет покоя

Реформа началась в 1906 году, в 1915-м была приостановлена
ввиду войны, а в середине 1917-го прекращена Временным
правительством ввиду пересмотра подходов к земельному
вопросу.

Указом 1906-го и законом 1910-го крестьяне получили право
приватизировать свои наделы, оформив их в личную
собственность. Они могли выйти из общины и стать
индивидуальными хозяевами на хуторах (перенеся усадьбу на
собственный участок) или на отрубах (оставив усадьбу в
деревне). Поощрялось и крестьянское переселение на земли
восточнее Урала.

Политический план Столыпина выражался в формуле «ставка на
крепких и сильных». Предполагалось, что такой крестьянин
почувствует классовое родство с помещиком (оба ведь
земельные собственники!) и вместе с ним сделается опорой
режима.

Вот пример «крепкого и сильного» крестьянина-индивидуала,
процветавшего как раз накануне реформы. Некто Давид
Бронштейн, типичный состоятельный фермер, владел сотней
десятин земли на юге империи, в Херсонской губернии, и
упорным трудом вырвался из нужды.

Поскольку сын этого удачливого крестьянина, Лев Троцкий, в
1905 году руководил революционным Петербургским советом,
Столыпин в принципе мог знать его биографию. Наделенный
почти полным пакетом ожидаемых достоинств – относительно
грамотный, трудолюбивый, аккуратный, брызжущий энергией
фермерский сын обладал недостатком принципиального
характера: был абсолютно непримиримым врагом режима.

Увидели в этом предзнаменование или нет, но реформы
стартовали.

Что удалось

Бесспорно удались две вещи.

Во-первых, резко увеличился поток переселенцев на восток. В
Сибирь переехали три миллиона крестьян.

Могло бы приехать и больше, но власти экономили деньги на их
обустройстве, да и сам Столыпин считал, что процесс не нужно
слишком форсировать, а то, мол, коренная Россия обезлюдеет
(что не соответствовало тогдашним демографическим реалиям).

Вторым успехом было несколько миллионов удовлетворенных
властями крестьянских заявлений о землеустройстве и об
оформлении общинных наделов в личное владение.

Смысл этого процесса часто трактуют как триумф частной
собственности.

На самом деле большинство заявителей либо собирались продать
свой надел, поскольку фактически уже не работали в сельском
хозяйстве (причем покупателем часто выступал не частник-
землевладелец, а их же община), либо же уберечь себя от
регулярных переделов земли.

Недаром основная часть таких заявлений была подана в
передельных общинах и лишь несколько сотен тысяч – в
беспередельных. Там, где над привычными общинными наделами
не висела угроза передела, крестьяне не очень-то настроены
были хлопотать о возведении себя в сан индивидуальных
владельцев.

Русская деревня созрела для отказа от внутриобщинных
земельных переделов. Столыпинская реформа, попутно с
главными своими целями, такую возможность давала, и
крестьянство воспользовалось именно ею. Безусловно, и это
было шагом на пути к капитализму. Но только одним шагом на
длинном и извилистом пути.

Что не удалось

Традиционного русского крестьянина изображали то в образе
кроткого мужичка-богоносца, то как бессмысленного и
беспощадного громилу дворянских гнезд.

Наверное, он иногда выступал и в этих ипостасях, но чаще вел
себя достаточно рационально.

Правила игры, предписанные реформой, были таковы, что многие
«крепкие и сильные» предпочли остаться в общинах, пользуясь
там традиционным моральным и материальным весом.

Выгоды ухода из общины были не очевидны. Столыпинская
аграрная либерализация была весьма относительной.
Существовали жесткие ограничения на приобретение крестьянами
дополнительной земли. Существовала масса проблем с
получением кредитов. Сделки по продаже-покупке наделов
разрешались только между людьми крестьянского сословия
(объяснение, если освободить от словесной шелухи, было
простым: наедут евреи и им подобные и скупят всю землю у
простодушных хлеборобов).

В сочетании с уже упомянутым нежеланием властей тратить
деньги на поддержку новых хозяйств (а каждому из них на
старте требовалось от нескольких сот до тысячи рублей)
хутора и отруба не стали ни магнитом для инвестиций, ни
очагами передовой техники ведения хозяйства.

К 1915 году средний размер хуторов и отрубов в Европейской
России был меньше 10 десятин, то есть примерно таким же, как
и средняя величина общинного надела. Этого редко хватало для
ориентированного на рынок фермерского предпринимательства.

Большинство российских крестьян, формально приватизировавших
наделы, фактически остались в общинах, участвуя в их
традиционной деятельности и пользуясь общими угодьями.
Сельхозпроизводство накануне Первой мировой войны заметно
выросло, но это объяснялось скорее чередой урожайных лет, а
также постепенным общим ростом производительности труда как
в общинах, так и вне их.

Таковы были итоги девяти лет весьма условного покоя.
Отметим, что если бы за этот срок успехи были радикальнее и
в деревне начали задавать тон предприятия современного типа,
то количество требуемых рабочих рук сократилось бы в
несколько раз. Куда девались бы десятки миллионов жертв
успешной реформы, составлявшие большую часть тогдашнего
населения страны?

Менее всего к успехам такого масштаба были готовы сами
власти, которые очень боялись излишнего роста городов,
проницательно видя в них очаги крамолы.

Сам премьер-реформатор обещал довести реформу до победы за
двадцать лет покоя – то есть за время жизни одного
политического поколения. Утопическая цифра провозглашалась
не от хорошей жизни. Сказать «сто лет» и даже «тридцать лет»
у Столыпина попросту не было возможности. Это значило бы
переложить ответственность на следующие поколения лидеров,
установками которых он не мог управлять.

Тридцать лет покоя и восемьдесят – революции

В год гибели Столыпина, в 1911-м, был свергнут мексиканский
диктатор Порфирио Диас, который больше тридцати лет железной
рукой изгонял общинный дух из тамошнего сельского хозяйства.
Под видом землеустройства и освоения пустошей крестьяне-
общинники массами сгонялись с земли и превращались в
издольщиков и батраков у частных собственников-
латифундистов.

Мексиканское крестьянство, составлявшее, как и в России, 80%
жителей, восстало. Началась революция, одна из самых
грандиозных в ХХ веке.

Традиционные общины (эхидос) быстро возродились и вновь
вобрали в себя большинство крестьян. С тех пор мексиканские
власти многократно выпускали социальный пар, осуществляя то,
что они величали аграрной реформой, – отбирали «излишки» у
частных владельцев и передавали их эхидос.

Разумеется, это законсервировало архаичный аграрный уклад,
но попутно позволило сохранить урезанный частный сектор не
только в городах, но и в деревне, и вдобавок придало
устойчивость мексиканской управляемой демократии: общинные
авторитеты почти до конца ХХ века обеспечивали массовую
поддержку режиму Институционно-революционной партии.

И только через 80 лет после революции, в середине 90-х
годов, когда доля крестьянства опустилась до 20% жителей, в
Мексике началась приватизация эхидос, сходящих сегодня, и,
видимо, уже окончательно, с исторической сцены.

Старые иллюзии

Внутренний и внешний опыт приводит к выводу: в столыпинском
проекте был роковой дефект. А именно: иллюзорная надежда за
считанные годы проделать работу, требующую полвека, если не
века. Реформаторы столкнулись с дефицитом исторического
времени, дефицитом политических ресурсов, дефицитом
материальных возможностей.

Старый имперский режим рухнул (и по всем показаниям должен
был рухнуть) гораздо быстрее, чем в деревне мог взять верх
капитализм. Большинство крестьян, вовлеченных в столыпинскую
реформу, не только не стали, но и заведомо не могли стать
социальными друзьями помещиков и старой власти.

Община сказала решающее слово в Гражданской войне, дав
красным, а не белым миллионы солдат. Она же, попав в
большевистскую ловушку, подверглась затем самой жестокой и
уродливой из всех возможных разновидностей модернизации, но
в извращенной колхозной форме существовала еще долгие
десятилетия.

Новые опасности

«Столыпинская приватизация» была изначально обречена. У
«чубайсовской приватизации», приватизации городской
экономики, такой предопределенности нет.

Она болеет похожими болезнями. Тут и диковинность
приоритетов высшей власти, и подчинение новых форм старым
общественным отношениям, и «нелогичное» политическое
поведение тех, кто выиграл от перемен, и контрреформа на
политически уязвимых участках, и общий кризис ожиданий. Все
это есть, но накал проблем далеко не таков, как в эпоху
крушения столыпинских преобразований.

Траектория отката не сможет стать такой глубокой, как тогда,
потому что на этот раз она не может быть особой. В XXI веке
России уже не угрожает скатывание на советский путь.
Реальная угроза, которой сегодня надо противостоять, – это
скатывание на путь латиноамериканский, в чем-то похожий на
тот, которым некогда прошла Мексика.

История, в том числе и история приватизации, не повторяется,
хотя и дает неувядающие уроки. "

Новое время
http://flb.ru/info/35133.html
Сергей Шелин
10.11.2005


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.