?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Религия цвета хаки

Поместятся ли в одном строю батюшки, муллы, раввины и ламы?


На днях начальник Главного управления воспитательной работы Минобороны России генерал Николай РЕЗНИК заявил, что военное ведомство готово принять в штат Вооруженных сил священников. А незадолго до этого глава Русской православной церкви (РПЦ) Патриарх АЛЕКСИЙ II тоже выступил за возвращение военных священнослужителей в армию. После этого представители различных родов войск, отвечающие за «состояние душ» вооруженных защитников Отечества, дружно кинулись в синодальный отдел РПЦ по связям с силовиками заключать договоры с церковниками, чтобы придать их работе в частях некую «узаконенную» систему.

Что это - новая тенденция, очередная кампания или благое дело?

Повоюем, помолясь

Мне вспоминается командировка в Чечню под новый, 2003 год. Горная база десантников в глухом и мрачном углу Веденского района. Врытые в мерзлую землю по самые башни боевые машины десанта, грозно ухающие на все ущелье артсистемы «Акация», грязный от дыма походной «буржуйки» снег на крышах армейских палаток. А над одним из этих брезентовых «шатров» - деревянный крест.

- Это что? - спросил я начальника разведки майора Алексея Кузина.

- Полевой храм! - проорал мне в ухо офицер, еле заглушая артиллерийскую канонаду. - Пойдем покажу!

За жестяными от мороза полами палатки я увидел алтарь, икону, а под ней - оранжеватый язык горящей лампадки из медной снарядной гильзы. Батюшка в длинной черной рясе о чем-то тихо разговаривал с чумазым бойцом. Там же я и познакомился с отцом Федором, который сказал мне, что в этом походном храме пока нет постоянного настоятеля, а он здесь «проездом». Подвернулась «оказия» в виде колонны с провиантом, вот и приехал.

- Сегодня ко мне приходили уже человек пятнадцать, - почтительно сообщил священник.

Мне было интересно узнать, о чем же откровенничают с ним десантники. Отец Федор вежливо заметил, что обязан хранить тайну исповеди. Потому ответил на мой вопрос, как говорится, в общем и целом:

- В основном благословения воины просят да спрашивают, как грамотно молиться за упокой друзей.

На вечерней поверке у штабной палатки отец Федор стоял за спиной командира. Командир провел перекличку личного состава, а затем стал поочередно называть фамилии погибших. После каждой строй траурно протягивает: «Ве-е-ечно с нами». Батюшка крестился и читал молитву. Бойцы смотрели на него с уважением и надеждой - на помощь, на защиту...

А ночью был бой. Боевики спустились с гор, чтобы прорваться на равнину по реке Бас. Лагерь был поднят по тревоге. Перед тем как бойцы разбежались по позициям, священник опять прочитал короткую молитву и от себя, уже совсем не по церковным канонам, добавил:

- Повоюем, помолясь.



В почти моноконфессиональном Израиле (есть еще израильтяне-арабы, исповедующие ислам) тыл солдата всегда прикрывает раввин.

После этих слов многие снова крестились. В ту ночь обошлось без потерь. А в палатках только и было разговоров: «Ну надо же, даже не зацепило никого! Жаль, поп скоро улетает»...

Трудно сказать, повезло ли в ту ночь десантуре или батюшкина молитва чудесным заговором спасла их от ран и смертей. Но люди не отделяли одно от другого. Вот это показалось мне очень важным. Ведь вера в спасительную силу слова Божьего изгоняет страх перед смертельной опасностью и добавляет людям сил и уверенности.

Там же, в Чечне, в кабинах боевых вертолетов я часто замечал крохотные иконки, пристроенные экипажем. Летчики тоже хотят верить в их магическую способность отводить беду или хотя бы уменьшить ее. Эта вера нужна им, чтобы жить и выживать. Так издревле было в нашей армии.

Церковь изживет «дедовщину»?

В частях и гарнизонах появляется все больше часовен. Только в Московском военном округе их отстроено более 30. И даже повелители самого грозного оружия в мире - Ракетные войска стратегического назначения - ищут покровительства у Всевышнего. Несколько лет назад перед Главным штабом РВСН была возведена часовня, куда наведываются прихожане в генеральских или солдатских погонах.

- Бойцу зачастую некому душу открыть, - рассказывал нашему корреспонденту священник Псковской дивизии ВДВ отец Олег. - Не к каждому командиру воин пойдет с откровенным разговором. Кто-то духом пал, особенно в первые месяцы службы. А кто-то покаяться хочет. Придет такой лоб, нос опустит и канючит: «Согрешил, батюшка. Нервы сдали, обидел человека». С такими долгие беседы провожу и обещание беру, что больше рукоприкладство не повторится. А от молодых потом узнаю - добрее «дедушки» становятся...

Кстати, Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями после изучения положения дел во многих «подшефных» войсках пришел к выводу, что в тех частях, где расположены храмы и часовни, «дедовщины» почти не бывает и случаи дезертирства крайне редки. И это происходит, конечно, не только потому, что над казармами золотятся кресты. Священнослужители несут слово Божье в душу человека с ружьем, «гранят» его совесть мудрым наставлением. Не хотелось бы слишком преувеличивать значение этой важнейшей для армии работы, но объединение усилий командиров, воспитателей и священников и «варит» то духовное «лекарство», которое помогает лечить язвы неуставных взаимоотношений.

Сегодня армия и церковь подошли к той черте в своих отношениях, когда им надо договариваться о «правилах игры». Это дело крайне тонкое и щекотливое. Уже раздаются сомнения: если священники войдут в армейские штаты, не превратятся ли они в некий надзорный орган, дублирующий замов командиров по воспитательной работе? Не станут ли молитвы обязательным элементом распорядка дня?

- Никто солдат не принуждает приобщаться к вере, - говорил мне отец Константин Татаринцев, ответственный в РПЦ за сектор Военно-воздушных сил, - это ведь дело абсолютно добровольное.

В прошлой, мирской, жизни отец Константин - выпускник Московского энергетического института, кандидат технических наук, капитан ВВС.

- И не стоит этому удивляться, - улыбается батюшка. - В наших рядах есть и бывшие полковники милиции, и летчики-истребители. Так что какой-то специальной подготовки многим полковым священникам не понадобится - большинство из них хорошо знают, чем живет военный человек.

С Татаринцевым я беседовал в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Сюда на совместную экскурсию отец Константин привел семинаристов Духовной академии и слушателей Военной консерватории. С этой компанией я и прошелся по учебным классам, набитым техникой непонятного предназначения.

- Это агрегат номер такой-то? - спрашивает у экскурсовода священник, явно ошарашивая того своими познаниями авиационного «железа».

- Так точно! - Удивленный военный от неожиданной компетентности человека в рясе уважительно вытягивается по стойке «Смирно».

- А эти двигатели от Су-27?

- Так точно, товарищ... Батюшка. - Гид явно не в ладах с церковной этикой. Людям в погонах придется овладевать этой частью культуры, которая традиционно была свойственна им.



В десантуре крестятся целыми ротами.

Куликовская битва под барабанное соло

Курсанты академии дружно тянулись в одну из аудиторий.

- Заставили в выходной проповеди слушать? - посочувствовал я будущим авиаторам.

- Почему «заставили»? Нам самим интересно, отец Константин обычно здорово «зажигает».

Курсанты меняли на трибуне друг друга, рассказывая о «духовных истоках Куликовской битвы», «роли преподобного Сергия Радонежского», «полководческом таланте Дмитрия Донского»... На экране мелькают занятные схемы, рисунки. В промежутках между докладами выступают слушатели военной консерватории. Репертуар - от умиротворяющих церковных песен до бодрящих барабанных соло.

Я вспоминал свою «срочку» и занятия по общегосударственной подготовке, на которых замполит, подобно гипнотизеру, мог запросто усыпить целую роту. Оглядываю аудиторию - ни одного скучающего лица.

Под занавес отец Константин, деловито подключив свой ноутбук к своему же проектору (спонсоры подарили), запустил фильм о вреде тоталитарных сект. Народ выходил из зала, возбужденно обсуждая увиденное.

- Такие встречи проводятся периодически в разных местах, - сказал мне на прощание священник. - И не только в ВВС, но и в других видах войск. Главное - материал подать так, чтобы солдату было интересно его переваривать. Вот тебе было интересно?

- Так точно!

Появятся ли муллы и ламы в войсках?

Сейчас в Вооруженных силах проводится эксперимент. Его цель - изучить обстоятельства, при которых можно будет аккуратно «вписать» четыре основные религии - православие, ислам, иудаизм и буддизм - в армейскую жизнь. По результатам этого эксперимента и будет определена целесообразность присутствия богословов той или иной конфессии в войсках. Однако уже сейчас ясно, что основным кандидатом на штатную церковную «единицу» после православия будет ислам. А это значит, что вместе с православным священником в армейском строю появится и мулла. Ведь солдат-мусульман в войсках немало.

Есть призывники из Дагестана, Татарстана, Чечни. И хотя армия наша на 80 процентов состоит из христиан, но, по Конституции, каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания. И это право может стать камнем преткновения в создании института полковых священников. Главный «воспитатель» Вооруженных сил генерал Резник считает, что Русская православная церковь и другие конфессии не готовы к решению этой проблемы. Представителям разных религий трудно будет договориться между собой. Амбициозная и доминирующая РПЦ не очень-то хочет соседствовать в воинской части с мечетью или синагогой.

Тут стоит вспомнить историю с чеченскими солдатами, в свое время поставившими на уши целую бригаду охраны Генерального штаба. Не считаясь с уставом и распорядком дня, они прерывали службу для намазов. Попытки же пресечь это обернулись массовыми драками и избиением офицеров.

Но вряд ли кто-то из чеченцев даже пикнул бы на офицера, находись в этой части непререкаемый авторитет для мусульман - мулла.

У руководителя Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова свое мнение на этот счет:

- Считается, что если хотя бы 60% населения исповедуют одну религию, то государство уже моноконфессиональное, - говорит он. - У нас же 84% жителей - христиане, поэтому многоконфессиональность - это миф, идущий из СССР, который действительно был многоконфессиональной страной. Сейчас у нас страна православная, но имеющая и мусульманское население.

Наверное, выводы эти не бесспорны. Впрочем, отец Димитрий уверен, что когда в отечественной армии появятся православные священники, будет и мусульманское духовенство, как это было в Российской империи.

А сейчас уже абсолютно ясно одно: если не будет выработано взвешенной политики возвращения религии в Вооруженные силы, это вместо пользы может принести вред, приведет к противостоянию конфессий и в конце концов навредит самой армии. А она не может стать полем для религиозных раздоров.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Капелланы появились при Петре I

В регулярной армии Петра Великого солдатам предстояло провести всю жизнь, поэтому монарх в качестве системы нравственного воспитания и избрал православие. Представители других конфессий в армии появились в XIX веке, когда Павел I вывел институт военных священников из-под гражданского подчинения. На службе в царской армии состояли муллы, ксендзы, раввины и пасторы. Окончательно религиозная структура сложилась в 1890 году, когда было утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств».

После революции 1917 года под лозунги «Религия - опиум для народа» капелланы были изгнаны из вооруженных сил.

А КАК У НИХ?

В армии США священнослужители получают звания

В американских вооруженных силах служат 2500 офицеров-капелланов (1200 из них - в резерве и Национальной гвардии), представляющих более десятка религиозных конфессий (основные - католицизм, ислам и иудаизм). Для обучения будущих капелланов в Штатах существует специальный Центр военных священников в штате Нью-Джерси. Здесь выпускникам присваивают воинское звание.

Cлужба в армии для капеллана - дело прибыльное. Он получает денежное довольствие согласно своему офицерскому званию и должности, имеет право на 30 суток отпуска, обеспечивается жильем и бесплатной медицинской помощью. Если же представитель духовенства захочет параллельно работе поучиться в гражданском вузе, то государство оплатит ему до 75 процентов обучения.

Комсомольская правда
http://flb.ru/info/35765.html
Александр КОЦ
12.12.2005


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.