?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Как провожают пароходы

Легендарные атомные ледоколы больше не принадлежат России


Советский ледокольный флот был гордостью наших северных морей. С его помощью мы доставляли грузы в самые отдалённые уголки полярной части СССР. В 90-е годы молодое российское государство фактически решило отказаться от принадлежащего ему атомного ледокольного флота и практически бесплатно отдало его в «доверительное управление» частным компаниям. В результате ледоколы пришли в полную негодность, а государство не получило за их эксплуатацию ни копейки.

О том, что дела в российском флоте обстоят далеко не лучшим образом, давно и хорошо известно. И «Версия» неоднократно писала об этом. На сей раз в нашем распоряжении оказались документы Счётной палаты, из которых становится ясно: в ходе приватизации Мурманского морского пароходства были допущены такие «ошибки», в результате которых государство более не контролирует арктические перевозки, многие корабли, по сути, превращены в хранилища радиационных отходов, дивиденды, полученные от сдачи в аренду флагманов ледокольного флота, выведены за рубеж. Самые новые и технически совершенные суда перешли в частные руки, а часть из них и вовсе получила иностранную прописку. Хотя до 90-х годов минувшего века Советский Союз превосходил по количеству атомных кораблей флоты всех других государств, включая и Соединённые Штаты.

Приватизация пароходства проходила без проведения конкурса
Уже январе 1993 года государственное предприятие «Мурманское морское пароходство» (ММП) было преобразовано в акционерное общество открытого типа с государственным участием. Пароходство стало не просто одним из многих акционерных обществ, а специальным, включённым в перечень стратегически значимых организаций, в котором государству должно было принадлежать 49% акций — включая так называемую золотую акцию, — позволявших ему оставаться полноправным распорядителем всех судов. Однако всё, что так гладко выглядело на бумаге, на практике получилось куда сложнее.

Так, приватизация ММП, требующая соответствующего согласования с Минтрансом РФ, была оформлена письмом, на котором, как выяснилось, не было даже даты и номера. В результате атомные ледоколы «Арктика», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Севморпуть», «Ленин» и «Сибирь», дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Капитан Николаев», специальный танкер «Серебрянка», плавтехбазы «Имандра», «Лотта», «Володарский» и «Лепсе» перешли в частные руки.

При этом к 2003 году за Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом числилось всего 25,50% акций, а у Мурманского морского пароходства появился один основной негосударственный акционер в лице ООО «Севморпуть-Капитал» (г. Мурманск), владеющий около 60% акций. Попутно отметим, что передача части федерального имущества балансовой стоимостью более 9,3 млрд. рублей в доверительное управление проходила без проведения хотя бы некоего подобия конкурса.

В итоге к 2004 году пароходством эксплуатировалось 66 судов. Из них собственные суда составили 35 единиц, грузовые суда дочерних компаний — 12 единиц, суда в доверительном управлении — 17, чартерные — 2 единицы.

Следует иметь в виду, что 12 судов, переданных «дочкам», имели прописку в различных офшорах. Это был имущественный вклад в дочерние компании. Так, пароходством было отчуждено в 1993 году в пользу «НБ Шиппинг Лимитед» (Кипр) шесть судов на общую сумму 144 млн. рублей, «НБ-2 Шиппинг Лимитед» (Кипр) — четыре судна на сумму 6 млн. рублей; в 1995 году в «НБ-3 Шиппинг Лимитед С.А.» (Панама) — два судна (93 млн. рублей).

«Советский Союз» возит пассажиров в круизы на Северный полюс
Прелюбопытным образом сложилась и судьба легендарных ледоколов с ядерными силовыми установками «Ямал» и «Советский Союз». ММП решило сдать их британским компаниям в аренду (с правом субаренды) для пассажирских круизов на Северный полюс. При этом в 2004 году плата за аренду «Ямала» по договору от 4 декабря 2001 года, заключённому между Мурманским морским пароходством и компанией Supernova Expeditions Ltd. составила $1170 тыс. за 26 суток. А выручка от продажи пассажирских билетов по данному договору — $3872 тысячи. То есть Россия получила лишь 30% дохода от эксплуатации «Ямала».

Кто-то может возразить: «Ну, неудачная сделка. Не ждали, что тур на Северный полюс будет иметь такой коммерческий успех». Но это был не единичный просчёт, это была система.

По договору на эксплуатацию «Ямала» от 10 февраля 2004 года, заключённому всё с той же компанией Supernova Expeditions Ltd. за 46 суток аренды плата осталась практически такой же, $1702 тысяч. А суммарная стоимость пассажирских билетов — $6992 тысяч. На этот раз нам досталось меньше 25% прибыли.

Схожая история происходила и с неатомными ледоколами. Так, расчётная суммарная стоимость пассажирских билетов за пять круизов на дизельном ледоколе «Капитан Драницын» составила $3660 тыс., что превышало сумму средств, полученных от аренды ледокола, на $3 млн., или в 5,6 раза.

Иными словами, в 2004 году пароходство заработало на аренде $3,5 миллиона. А Supernova Expeditions Ltd. — $11 миллионов. Всего таких ледоколов у него 10. Вот и считайте, о каких деньгах идёт речь.

Рядом с многонаселённым городом находится кладбище ядерных отходов
Есть в распоряжении Мурманского морского пароходства и своё кладбище радиоактивных отходов. Речь идёт о cухогрузе «Лепсе», строительство которого началось ещё в 1934 году. В период с 1961 по 1981 год он использовался для перезарядки судовых реакторов атомного ледокольного флота и хранения отработанного ядерного топлива.

С 1981 года «Лепсе» используется только для хранения ядерных отходов и является наиболее радиационно-опасным объектом в Северо-Западном регионе. Место стоянки судна — причал ФГУП «Атомфлот» в Мурманске.

В хранилище «Лепсе» находятся 639 отработавших тепловыделяющих сборок. Вследствие длительного хранения в пеналах, заполненных водой, произошли коррозийное растрескивание, изменение их геометрических размеров и разбухание. Радиационная обстановка в хранилище и в смежных помещениях характеризуется высоким уровнем гамма-излучения — от 50 до 350 мр/ч.

По мнению специалистов, наибольшую опасность вызывают сборки, находящиеся в кессонах-хранилищах, так как они имеют механические повреждения и загружены без соблюдения мер дистанцирования. В этой ситуации любое внешнее воздействие, например столкновение с судном, близкий взрыв, падение самолёта и т.п., может привести к взаимному сближению сборок в кессонах, что чревато возникновением самоподдерживающейся цепной реакции деления радиоактивных продуктов. Иными словами, речь идёт о небольшом ядерном взрыве.

Минатом России не раз пытался решить вопрос, что же всё-таки делать с «Лепсе». Научно-техническое обоснование предусматривало проведение мероприятий по утилизации судна и его подготовку к подземной изоляции в долговременных мёрзлых горных породах на архипелаге Новая Земля. За 15 лет было одобрено с десяток планов, не раз выделялись и деньги на финансирование. Уже к 2000 году стало ясно: хоронить сухогруз в мерзлоте Новой Земли не будут. Речь шла лишь о том, чтоб вырезать отсек судна с ядерным хранилищем.

Однако пароходство, будучи исполнителем работ, похоже, и не собирается заниматься этим.

Между тем доходы ММП вполне могли бы позволить разобраться с плавучим ядерным могильником собственными силами.

И здесь стоит вспомнить, что организация круизов на Северный полюс и получение дивидендов от сдачи в аренду государственной собственности иностранцам — отнюдь не главная задача Мурманского морского пароходства. Но, видимо, в АО «ММП» так не считают.

Версия
http://flb.ru/info/35766.html
Дмитрий Розенбом
12.12.2005


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.