?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

ФАС на вас!

Игорь АРТЕМЬЕВ: “Топ-менеджеров компаний-нарушителей нужно не только штрафовать, но и сажать”


10—12 миллиардов долларов в год — столько теряет наша экономика из-за оборзевших монополистов. Столько же мы переплачиваем из своего кармана за бетонные коробки по цене особняков, авиабилеты по космическим прайсам, машины, в которые мы заливаем дорогущий бензин, и т.д. То, что для нас — грабительская инфляция, для них — лишний способ заработать. Поскольку они — авторы этого бесконечного роста цен.
Как бороться с врагами наших кошельков? Кто им может дать по рукам? И может ли? В США против монополистов заряжена армия из 20 тысяч юристов. У нас — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Несмотря на грозное название, она почти беззубая. По действующему законодательству рычагов воздействия на оборотистых дельцов у ФАС практически нет. Копеечные штрафы и предписания способны напугать немногих.
Правда, с этого года все может измениться. Об этом в эксклюзивном интервью “МК” рассказал глава ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ.
“В апреле цены на бензин снова вырастут”
— С нового года заканчивается заморозка цен на бензин. Они снова взлетят вверх?
— На мой взгляд, 80% роста цен — это внешняя конъюнктура. С одной стороны, Стабфонд растет, там уже более триллиона рублей, которые можно направить на решение социальных проблем. С другой — мы имеем стремительный рост стоимости нефтепродуктов. За удовольствие всегда приходится платить. А вот примерно в 20% случаев повышение цен на бензин — попытка монополистов заработать на потребителях. Те судебные дела, которые нам удалось выиграть в Красноярске, Ставропольском крае, говорят как раз об этом. Юридический факт налицо. Но реальных полномочий для борьбы с такими дельцами у нас мало. Ни одна из нефтяных компаний не занимает на российском рынке долю больше 35%, т.е. у них нет доминирующего положения, чтобы можно было применить антимонопольное регулирование в общероссийском масштабе.
— В правительстве давно говорят об изменении налога на добычу ископаемых, который “отвяжет” стоимость топлива внутри страны от мировых цен на нефть. До конца года с законом не успели. Обещали также внести поправки в КоАП, которые позволят наказывать рублем те АЗС, что зарабатывают на бензиновых спекуляциях. Однако и с этим чиновники не управились?
— Во многом ситуация упущена. Есть большая вероятность, что в апреле цены на бензин снова вырастут. Что касается поправок в КоАП, то этот вопрос по поручению премьер-министра будет внесен в правительство до 30 января. Либо их вынесут на заседание кабмина, либо они будут отправлены на доработку. Мы по-прежнему надеемся, что оба закона (плюс новый Закон “О конкуренции”) начнут работать со второго полугодия. Значит, весенне-летний период — посевная — опять пройдет под эгидой борьбы с ценами на локальных рынках. При сегодняшней законодательной постановке мы можем выиграть суд по такому вопросу в лучшем случае один раз из двадцати. И у монополий будет искушение заработать. Ведь мы даже виновных серьезно наказать не можем: штрафы копеечные!
Больше чиновников — дороже квартиры?
— Цена на новостройки в Москве за последние четыре года выросла с 700 долларов до 2000 долларов. При этом себестоимость 1 кв. метра — около 500—600 долларов?
— Очень большие административные чиновничьи барьеры. Нормальной конкуренции нет, нет честной борьбы за ресурс по выделению земельных участков. Например, если сегодня какой-нибудь крупный предприниматель захочет вдруг заняться бизнесом в другом городе и готов будет заплатить хорошие деньги за выход на новый рынок, у него скорее всего ничего не получится. Потому что существует такой замечательный альянс между коррумпированными чиновниками и местными предпринимателями. Если говорить о строительном бизнесе, то в нем создается искусственный дефицит земельных участков — и цена растет. И это в нашей стране, где такие огромные запасы земли!
— А можно доказать сговор или коррумпированность?
— Самое простое для нас — доказать нарушения конкурсных процедур. Это мы научились делать неплохо. Когда новый закон о госзакупках наберет обороты, Россия только за счет его внедрения сможет экономить до 5 млрд. долларов в год за счет развития конкуренции и прозрачности процедур.
Для борьбы с картелями, в которых участвуют криминальные чиновники и представители бизнеса, необходима тесная кооперация в работе с МВД, Генпрокуратурой, другими правоохранительными органами. Поэтому 30 декабря 2004 года был подписан наш совместный с главой МВД Рашидом Нургалиевым приказ. Мы этим очень гордимся: впервые в истории России в МВД создано спецподразделение по антимонопольным расследованиям. Теперь мы вместе ведем нашу работу, и, думаю, вы о ней еще услышите.
— 10 января ФАС выиграла дело в суде против компании “Евроцемент”, которую вы признали завышающей цены. Чем это грозит потребителям?
— Действительно, Арбитражный суд Москвы полностью оставил наше решение и предписание в отношении ОАО “Евроцемент” в силе. Для нас это прецедентное дело. В прошлом году ФАС установила, что компания “Евроцемент” значительно увеличила цены на цемент, злоупотребив своим доминирующим положением. ФАС выдала компании предписание снизить цену на цемент до справедливой, рыночной и вернуть в бюджет незаконно полученный доход от нарушения антимонопольного законодательства в размере 1,9 млрд. руб. После того как решение суда окончательно вступит в силу, граждане и компании, пострадавшие от противоправных действий “Евроцемента”, смогут подать иски в суд и взыскать ущерб с этой компании.
Берегите конкуренцию!
— Когда вступит в силу закон о защите конкуренции?
— Через три месяца после опубликования. Причина проста: рынку нужна адаптация. Сейчас сам документ согласован со всеми ведомствами уже по пятому кругу. И принят Государственной думой в первом чтении, что уже большая победа. Скорее всего, во втором чтении законопроект будет принят в начале этого года.
— Все госзакупки, согласно новому закону, должны осуществляться через аукционы?
— Не все, но большинство. Примерно 70% всех товаров для госнужд можно выставлять на аукцион. Торги в перспективе должны быть преимущественно электронными. Чтобы предприниматель, находясь во Владивостоке, мог осуществить сделку в Москве в режиме реального времени. Тогда участвовать смогут не две-три компании, а сотни и даже тысячи.
— Что еще в законе принципиально нового?
— Антимонопольная служба обладает функциями и полномочиями, которые не даны другим ведомствам. Мы — единственные из всех органов исполнительной власти можем подавать иски и выдавать предписания другим органам той же исполнительной власти. Мы судимся с губернаторами, главами городов, министерствами и ведомствами в тех случаях, когда нарушено антимонопольное законодательство. Кому такое понравится? Возможно, новый закон еще больше ужесточит эти наши взаимоотношения. Дело в том, что предполагается ввести в КоАП такую норму, как дисквалификация, — запрет занимать должность в течение определенного срока за нарушение антимонопольного законодательства. Это очень мощное оружие против произвола чиновников.
Также появляется понятие госпомощи: запрещается произвольное предоставление индивидуальных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Теперь, если чиновник выдаст деньги из бюджета некой фирме, не проведя конкурса или публичной процедуры, они вернутся в бюджет. А чиновник будет оштрафован и даже привлечен к ответственности в рамках Уголовного кодекса.
Слабительное для бизнеса
— Будут ли в новом законе послабления для бизнеса?
— Могу привести уйму примеров. Малый и средний бизнес (те компании, чьи активы оцениваются дешевле 100 млн. долларов) по сути больше нам не подконтролен. Что мы сделали? Взяли и сразу в 150 раз подняли порог для сделок по экономической концентрации, которые должны получать одобрение антимонопольщиков. Допустим, компания стоимостью 20 млн. рублей хочет купить другую компанию — стоимостью в 5 млн. рублей. Раньше они должны были прийти в антимонопольный орган и ждать, когда им выдадут разрешение. Это создавало лишний повод для противоправных действий со стороны чиновников. По предложению МЭРТа мы увеличили предельный уровень до трех миллиардов рублей (порядка 100 млн. долларов). И сказали: если у компании активы меньше, чем 3 млрд. руб., можете к нам не приходить. Если стоите больше 200 млн. долларов, просто уведомите о своих сделках.
— Это уменьшит коррупцию?
— Конечно! Пример второй: вы владелец 20%-ного пакета акций в компании. И хотите купить еще одну акцию. Раньше вам нужно было прийти за разрешением к антимонопольщикам. Потом вы бы решили приобрести еще пять акций, потом замахнулись бы на блокирующий пакет, затем добавили еще и еще — и каждый раз ходили бы к нам, ждали бы по тридцать дней разрешения на совершение сделки. Новый закон говорит: навещать нас нужно только три раза — когда формируешь блокирующий пакет (25% плюс 1 акция), контрольный (51%) и исключающий (75%). И только тем, кто стоит более 3 млрд. руб.
Что еще было опасным для бизнеса? Берем норму старого закона: фирма А купила фирму В, потом С купила Д и т.д. Прошло двадцать лет. Выясняется, что первые компании, сливаясь, не подавали нам ходатайства. Значит, не получали разрешение на сделку. Было так: антимонопольщики обязаны подать в суд и разрушить всю эту цепочку. Но это же убийственно для владельца последней фирмы! Он же не знал, кто, куда и чего не подал 20 лет назад. Сейчас будет введен штраф. И не для последнего, а для тех, кто не подавал ходатайства в свое время.
— Как еще изменятся наказания?
— Решено ввести дисквалификацию и в отношении топ-менеджеров компаний за нарушение антимонопольного законодательства. Но и это еще не все. Новый план законодательной работы на 2006 год предусматривает внесение изменений в 178-ю статью УК (за нарушение антимонопольного законодательства). Если не касаться юридических тонкостей, то их суть заключается в увеличении срока лишения свободы за особо тяжкие преступления до 10 лет, а также введение 30-, 60-, 90-дневных лишений свободы за более мелкие преступления в области антимонопольного законодательства.
Итак, должны быть большие штрафы и жесткие уголовные наказания, соразмерные тому вреду, который нанесен экономике и гражданам.
Не верь глазам своим!
— Нам по-прежнему обещают “0% за кредит”. Хотя условия — расстрельные. И это несмотря на все ваши штрафы и предписания?
— Нулевых процентов не бывает — это аксиома. Нужно ужесточать требования к рекламе кредитных учреждений, но лучше было бы прописать их в Законе “О потребительском кредитовании”. В Законе “О рекламе” мы эти требования уже отстояли, и я искренне надеюсь, что скоро они будут приняты парламентом. Кстати, наши предписания уже и так работают. Сейчас нарушения чаще идут не по банковской линии: недоговаривают в рекламе скорее торговые центры и фирмы. Банки же боятся даже не столько нас, сколько ЦБ. В целом, на наш взгляд, ситуация стала лучше.
— Реклама водки по телевидению запрещена. Однако нам легко втюхивают воду в такой же упаковке. Как принимается решение о судьбе рекламы “зонтичных брендов”? Почему один ролик признается этичным, другой — нет?
— Собирается Экспертный совет по рекламе. В него входят и работники антимонопольной службы, и представители рекламного сообщества. Как правило, на повестку дня выносится несколько конкретных рекламных роликов. Эксперты принимают согласованное решение — является ли ролик рекламой воды или рекламой водки. Окончательное решение — за ФАС.
Второй вариант — мы заказываем социологический опрос. Если большинство граждан ответят, что данный ролик ассоциируют с водкой, то ФАС возбуждает дело по факту нарушения рекламного законодательства. Если результаты неоднозначны, мы все равно возбуждаем дела, но их сложнее отстоять в суде.
— Парламентарии хотят переписать Закон “О рекламе” и запретить водке прикидываться чем-либо. Это правильно?
— Я думаю, что предложение депутатов запретить рекламу “зонтичных брендов” — правильное. Но фактически на практике это не получится. Их политтехнологи (водочников. — Авт.) с каждым разом будут придумывать что-то новое. И доказывать: это совсем не то, что вы подумали. Так будет очень долго. До тех пор, пока недобросовестная конкуренция не будет возбраняться общественным мнением. По-моему, это будет тогда, когда люди будут рассуждать так: я вижу, что это водка, а мне говорят — вода. Кстати, вижу это не только я, но и мой несовершеннолетний ребенок. Значит, они моего ребенка с детства приучают к водке, а меня считают глупцом. И мало того что я не пойду покупать эту продукцию, так еще и через общество потребителей могу подать им гражданский иск. Это ведь ФАС может наложить только штраф, а суд-то взыщет еще и ущерб по полной программе.
“В США монополия еще не успела шага сделать, а отряд из юристов уже готов к бою”
— Какие внутренние рынки, на ваш взгляд, конкурентны?
— Пищевая, легкая промышленность. Есть конкуренция в машиностроении и приборостроении, строительстве, химической промышленности. Но в целом ситуация неблагоприятная.
— В США с монополиями борются несколько тысяч юристов. Будет ли у нас похожая ситуация?
— Там оборот только частных адвокатов, занимающихся прямыми исками против монополий и корпораций, измеряется 10 млрд. долларов. Кстати, в США действует система троекратного возмещения. Грубо говоря, сумма ущерба умножается на три.
У нас ситуация несколько похожа. Вот сейчас антимонопольная служба имеет право взыскать маленький штраф. Но, выиграв дело в суде, она открывает дорогу для всех пострадавших. В этом случае в соответствии с российским законодательством каждая компания имеет право взыскать ущерб, моральный вред и упущенную выгоду. Просто никогда не нужно забывать, что те небольшие деньги, которые мы перечислили в бюджет, — лишь маленькая часть айсберга того, что могут взыскать через суд в своих интересах частные и государственные компании после нашей победы.
— Может ли частное лицо подать в суд на монополию?
— Теоретически нет никаких препятствий. Но есть одна проблема. Человек должен доказать, что лично ему был нанесен фактический ущерб. А в защиту неопределенного круга лиц может выступать только государственный орган. В США все обстоит как раз наоборот. Там гражданин может идти в суд против монополии от своего лица, но дополнить иск, еще и подав его в отношении неопределенного круга лиц. И выигрывает дело. За ним стоит армия юристов, которая, кстати, чаще сама ищет таких вот людей. Гонорары делятся по принципу: 70% на 30% (в пользу юристов), а то и 95% на 5%.
Заметьте, все довольны. То есть монополия еще не успела и шага сделать, а отряд юристов уже готов к бою. И это способствует экономическому развитию этих стран.
Но эта система имеет минус: очень много сутяжничества и спекулятивных исков. Суды по горло завалены этими делами. Но я все равно сторонник частных исков — иначе монополию в нашей стране не остановить.

Московский комсомолец
http://flb.ru/info/36057.html

18.01.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.