?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Фетисов и пустота

Росспорт провалил первый этап федеральной программы оздоровления нации


31 декабря 2005 года истекает первый этап воплощения в жизнь программы оздоровления нации средствами физической культуры и спорта, принятой 30 января 2002 года на заседании Государственного совета Российской Федерации и одобренной президентом страны Владимиром Путиным. Вывод не утешителен: значительная часть программы не выполнена. Главным виновником этого можно признать - Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) во главе с Вячеславом Фетисовым.

Чувство вины

В июле 2001 года Владимир Путин сделал нестандартный ход. Он поручил разработать программу оздоровления нации средствами физической культуры и спорта губернатору Челябинской области Петру Сумину - металлургу по образованию, партийно-хозяйственному работнику по призванию. Петр Иванович должен был представить программу для утверждения на одном из заседаний Госсовета. Отговорки не принимались, сроки для разработки были поставлены очень жесткие: не позднее января 2002 года.

Сумин, довольно далекий от спорта человек, творчески подошел к поручению президента. Сформировал рабочую группу из ученых, спортивных и медицинских работников, экономистов и специалистов других профилей. Ежемесячные совещания рабочей группы проходили в президентской администрации на Старой площади (бывшем ЦК КПСС), к освещению процесса привлекались общенациональные и региональные средства массовой информации. Программа была готова в срок. Доклад Сумина на заседании Госсовета вызвал восторженный резонанс не только в спортивной среде, но и в «смежных» слоях. Однако уже тогда, в заключительном слове президента, прозвучали критические и тревожные нотки.

Владимир Путин, в частности, заметил: «Думаю, не чувство гордости и собственной значимости должно нас распирать, а чувство вины, что мы довели эту важную сферу до такого состояния, что вынуждены выносить ее на такой высокий уровень, да при этом еще и констатировать плачевное состояние дел. Да, есть отдельные регионы, есть отдельные руководители, есть отдельные сферы, которые могут служить примером. Но в целом ситуация в последние годы складывается не лучшим образом». Реализация программы оздоровления нации была возложена на спортивное ведомство, которым в начале 2002 года еще руководил Павел Рожков. Однако вскоре после скандальных зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити Рожкова сменил главный тренер олимпийской хоккейной сборной России Вячеслав Фетисов. В качестве главных аргументов в пользу его назначения назывались большой зарубежный опыт (13 лет в НХЛ), молодость, энергия и отсутствие связей с «коррумпированными спортивными группировками».

По пути Шварценеггера

В мировой спортивной истории немало примеров, когда спортивные звезды становятся во главе национального спортивного движения. Знаменитый культурист и киноактер Арнольд Шварценеггер в начале 90-х годов прошлого века работал спортивным советником президента Джорджа Буша-старшего и по сей день возглавляет программу Специальных Олимпийских игр для умственно отсталых детей. Великий футболист Пеле уже десять лет трудится на посту спортивного министра своей страны и написал книгу «Я - Пеле», благодаря которой миллионы бразильских детей освоили грамоту родного языка.

Недостаток опыта работы Фетисова на руководящих должностях в расчет не брали. А со стороны кадровое решение президента напоминало военное время, когда в безжалостную мясорубку бросали наспех обученных лейтенантов с напутственными со словами «опыт обретете в бою». Однако доверие Путина к Фетисову (вероятно, как к великому хоккеисту) является настолько безграничным, что пока глава страны готов прощать своему ставленнику явные промахи и огрехи.

Но вернемся к началу… На памятном заседании Госсовета Владимир Путин дал ряд поручений. В скобках приводится уровень их исполнения:

1. Правительству Российской Федерации до 1 мая 2002 года доработать и утвердить рассмотренную «Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» с учетом выступлений членов Государственного совета Российской Федерации и материалов, подготовленных рабочей группой Президиума Государственного совета Российской Федерации. (Итог: Распоряжение правительства № 1507-р в поддержку «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года», было принято 29 октября 2002 года). 2. Подготовить предложения о проведении начиная с 2003 года Спартакиады народов России. (Итог: В 2004 и 2005 годах проведены по две летние и зимние Спартакиады учащихся России. В 2006 году состоится первая Спартакиада молодежи России. До взрослых дело пока не дошло). 3. До 1 октября 2002 года утвердить подпрограмму «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)» Федеральной целевой программы «Молодежь России». (Итог: Достоверных данных об исполнении этого поручения нет). 4. С учетом предложений Олимпийского комитета России и других заинтересованных организаций до 1 мая 2002 года рассмотреть вопросы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом спортивных сооружений, необходимых для подготовки сборных команд Российской Федерации для участия в крупнейших международных спортивных соревнованиях. (Итог: По мнению участников Олимпийских игр-2004, каждому, кто выиграл в Афинах медаль, можно ставить памятник, так как условия, в которых российские спортсмены готовятся к состязаниям, в лучшем случае соответствуют уровню 50-х годов прошлого века). 5. До 1 июля 2002 года изыскать возможности по увеличению в сетке вещания государственных телерадиокомпаний количества спортивных программ, решив вопросы их финансирования. (Итог: При поддержке Федерального агентства по физкультуре и спорту работает телеканал «Спорт»). 6. До 1 августа 2002 года принять меры по совершенствованию программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Принять меры, направленные на более эффективное использование спортивных сооружений, находящихся в государственной, муниципальной и иной собственности, для подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта. (Итог: В школьной программе предмет «Физическая культура» стал факультативным, хотя Путин и Фетисов настаивали на введении трех физкультурных уроков в неделю). 7. Правительству Российской Федерации совместно с администрацией президента РФ до 15 марта 2002 года внести предложения по учреждению грантов (стипендий) выдающимся спортсменам и тренерам сборных команд России по олимпийским видам спорта. (Итог: С 2002 года ежемесячные президентские стипендии в размере 15 тысяч рублей выплачиваются 3 тысячам ведущим спортсменам и тренерам страны). 8. Кроме того, губернатор Челябинской области Сумин предложил Госсовету в течение четырех-пяти лет разработать и реализовать: - программу «Золотой план - 1000 ФОКов России» (Итог: стадия планирования и долгостроя); - общероссийскую кампанию «За молодую и здоровую Россию. Стартуем вместе с Президентом» (Итог: нет убедительных данных); - спортивно-оздоровительные старты для детей и подростков «Президентские состязания» (Итог: не выполнено).
А сам Фетисов взялся за разработку программы развития спортивной промышленности России и подготовить предложения о выделении из резервного фонда президента России средств детским спортивным школам, в том числе на оснащение их спортивным инвентарем и успешно провалил эту программу (чего стоит нашумевшая история с ЭФСИ - экспериментальной фабрикой спортивных изделий).

Работа ради галочки?

Вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями, небедный Фетисов ударился в политиканство и увлекся самой захватывающей российской игрой по «отмыванию» денег из государственных источников. По неофициальным данным, проведение каждых финальных соревнований Спартакиады учащихся России дает команде Вячеслава Александровича от 20 до 30 процентов бюджетных отчислений, что измеряется десятками миллионов рублей. Это больше, чем в НХЛ. Но и этого Фетисову оказалось мало. Под красивыми лозунгами главный спортивный начальник страны затеял борьбу с Вячеславом Колосковым и Александром Стеблиным за контроль в российском футболе и хоккее. Но если тертого калача Колоскова удалось свергнуть с престола, то идея создания Европейско-Азиатской хоккейной лиги (в пику Профессиональной хоккейной лиги Стеблина) горячего одобрения в спортивных кругах пока не получила. Что касается организации ведомством Фетисова массовых стартов «Кросс наций» и «Лыжня России», они напоминают «застойные» 80-е, когда ради «галочки» спортивные функционеры «выводили» на старт миллионы физкультурников. Кого мы снова обманываем, если общеобразовательные и специализированные школы по-прежнему задыхаются от недостатка инвентаря, а обещанных главой спортивного агентства доступных лыж, клюшек, коньков и мячей до сих пор нет?

Вячеслав Александрович, мы вам верили.

Егор Расторгуев, специально для журнала «Страна и власть»

«Фетисову пока нечем было особо порадовать правительство. По статистике, лишь 11, 6 процента россиян занимаются спортом, в то время как «в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 50 процентов». Обеспеченность спортзалами в стране составляет лишь 32 процента, бассейнами - 4, 6 процента.» («Российская газета», 03.06.2005)

ХХХ

Вопрос не в полномочиях

Леонид Тягачев, президент ОКР: «К сожалению, в силу, видимо, реорганизационных и других проблем Госкомспорт не смог реально подступиться к осуществлению программы по развитию спортивно-физкультурного движения в стране.»
«В свое время я три с половиной года был председателем Госкомспорта РФ, располагал такими же, если не более мощными, возможностями, чем нынешний руководитель аналогичного органа Вячеслав Александрович Фетисов. В те времена мне многие говорили, что я должен ограничить полномочия президента ОКР Виталия Смирнова, что он барствует, что ничего реального не делает для отечественного спорта, а лишь использует его авторитет для собственной популяризации в стране и за рубежом. Но я понимал, что от ОКР очень многое зависит, что этот орган вместе с федерациями представляет нашу страну в международном спортивном движении. И потому в качестве спортивного министра находил возможности помогать ОКР. Отношения между Госкомспортом и ОКР были продуктивные, тесные.

И сейчас я прекрасно осознаю главенство возглавляемого Вячеславом Фетисовым Федерального агентства в осуществлении государственной политики в нашей отрасли. Я был одним из сторонников возвращения Агентству самостоятельности, когда в результате административной реформы оно оказалось подразделением в системе Министерства здравоохранения. И сейчас, когда мы совместными усилиями добились этого статус-кво, у Федерального агентства появились дополнительные возможности, чтобы активнее развивать детский спорт в стране, спортивную науку и медицину, осуществлять другие социальные программы.

Напомню, в конце января 2002 года под председательством Президента Российской Федерации состоялось заседание Госсовета РФ, где была принята программа первоочередных мер по развитию спортивно-физкультурного движения в стране. Реализация программы предполагала строительство 1000 ФОКов, развитие и совершенствование системы детско-юношеских спортивных школ и множество других реальных дел. К сожалению, в силу, видимо, реорганизационных и других проблем Госкомспорт не смог реально подступиться к осуществлению этой программы.»

(«Комсомольская правда - Ростов-на-Дону», 02.12.2004)

Нарушители хартии


«Что же до нас с Фетисовым, то у нас личных трений нет. Слава мне даже как-то сказал не то в шутку, не то всерьез: «Нас уже все земляками называют. Мы ведь оба с Дмитровского направления. Ты из Деденево, я - из Бескудникова». При моей поддержке, содействии он вернулся в Россию. И с подачи Павла Буре я назначил Славу тренером сборной по хоккею в Солт-Лейк-Сити. А сегодня я просто ожидаю от Фетисова большей помощи федерациям. Пока она не оказывается в полной мере. Но знаю: жизнь все расставит на свои места. … Дело в том, что некоторые люди в окружении Фетисова нацелены против спортивных федераций, работающих в структуре ОКР. А такая позиция, грубо говоря, ведет к нарушению закона об общественных объединениях, Олимпийской хартии.» («Советский спорт», 14.11.2005)
Михаил Тихомиров, вице-президент Олимпийского комитета России: Дальше демагогии у Фетисова дело не идет
«У нас при назначении кадров не считаются с мнением спортивной общественности, с теми профессионалами, которые в тяжелые годы перестройки остались в нашей стране и изо всех сил старались пропагандировать и развивать свой вид спорта. И среди такого количества профессионалов был выбран почему-то Фетисов – человек, который не имеет опыта тренерской и организационной работы. Человек, который за 13 лет отсутствия здесь совершенно оторвался от наших проблем. Я думаю, что назначать его руководителем такой важной отрасли, как спорт – это большая ошибка. Не зная положения существующих нынче дел, он пытается давать оценку специалистам. Вместо благодарности тем людям, которые на протяжении многих лет развивают спорт, обеспечивают успешное выступление спортсменов на международной арене, на Олимпийских играх, учитывая финансовую поддержку, которая значительно меньше, скажем, той, которую получают спортсмены США и Китая – не заслуженная критика. Я считаю, что позиция руководителя агентства по спорту неверная. Когда у нас проходили слушания в Госдуме, я Фетисову прямо с трибуны сказал: да, ты был великим спортсменом, но ты слабый организатор, ты оторвался от наших проблем. Твоей задачей было хотя бы не допустить закрытия спортивных школ, а у нас их закрылось почти 50 процентов. Сегодня престиж нашей отрасли такой же, как 50 лет назад. Мы находимся на уровне 1954 года. Нужно заниматься повышением престижа, финансирования, самостоятельности, а не давать несправедливую оценку президентам федераций. Нужно им спасибо сказать за выступление на Олимпиаде. На это он мне ответил, что его пригласил президент, и он будет наводить порядок. Пожалуйста, но для этого нужны знания, опыт, контакты с людьми. А президенты федераций не хотят с Фетисовым общаться. Спортивные министры регионов и председатели комитетов не хотят с ним общаться, и он их побаивается, потому что не в курсе дел. Другими словами, Фетисов просто некомпетентный руководитель. Министерство образования приняло решение, что физкультура в школе – необязательный предмет, и оценку в аттестат не ставят. 95 процентов подростков не готовы к службе в армии. Они автомат в руках удержать не могут! Раньше каждый третий ребенок занимался в спортивной школе, конечно, не каждый становился олимпийским чемпионом, но прозанимавшись два - три года он получал запас двигательных навыков, у него менялся образ жизни. Да, из десяти тысяч лишь один стал чемпионом мира, 100 человек - мастерами спорта, зато остальные приобщились к здоровому образу жизни. Вот к чему нужно стремиться нашему агентству. Восстанавливать стадионы, спортивные площадки, которые превратили в стоянки для автомобилей.

Все вроде бы понимают пагубность нынешнего положения. Но попытки исправить его натыкаются на непреодолимую стену. Фетисов бьется над решением своей программы по оздоровлению нации. Все с ним соглашаются, все ему аплодируют - и ничего не меняется. Один из пунктов программы Фетисова - построить в стране 500 крытых катков, вроде того, что построен в подмосковном Одинцове, где теперь располагается база сборной России. Построить 500 новых баз - это замечательно! Но дальше демагогии у Фетисова дело не идет.


Как это было 3 года назад


Судьбоносное словоблудие

Куда ушли 4 миллиарда рублей

«…15 декабря произошло невероятное: Владимир Путин более трех часов заседал в созданном при нем и им же совете по физкультуре и спорту… Он не только сам несколько раз брал слово, но и заинтересованно выслушал многочисленные выступления собравшихся в Кремле…

Ну и каковы конкретные результаты этого изнурительного труда? Нулевые! Не принято ни одного решения, которое бы коренным образом повлияло на судьбу отечественного спортивного движения. …Коллегиальный консультативный спортивный орган очередной раз ограничился призывами, которые, если собрать вместе и перевести на русский, зазвучат примерно так: «Давайте улучшим, укрепим, усовершенствуем».

Кто бы спорил с этим?! Надо делать? Безусловно! Необходимо проводить коренные реформы? Безотлагательно! ... Но как их решить, какой найти выход, как выйти на новый уровень наших спортивных достижений? Ответов не дали. Зато в очередной раз слух услаждали победными реляциями.

Тут уж расстарался председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Сказать по правде, все это производит удручающее впечатление. Если у кого и были надежды, что после двенадцатилетнего пребывания в США, где он работал сначала профессиональным спортсменом, а потом тренером, возвратясь на родину, станет критически (не критикански, а именно критически) относится к российской действительности, то нынче и эти надежды растаяли. К сожалению, Фетисов дома быстро смекнул, что к чему, и стал «играть» на политической арене по тем правилам, какие приняты в нашей стране.

У нас ведь, в частности, на самом высоком государственном уровне привыкли выдавать желаемое за действительное. Фетисов тоже не удержался от этого. Воспользовавшись удобным случаем, он во всеуслышание поблагодарил президента России за его большую и неоценимую заботу о высококлассных спортсменах, выразившуюся в том, что с 1 июля 2002 года по прямому указанию Владимира Путина для первой тысячи выдающихся атлетов и тренеров были установлены ежемесячные стипендии в размере 15 тысяч рублей, а кроме того, чемпионам мира за победу стали выплачивать государственные премии в размере 7 тысяч долларов.

Мягко говоря, все, что сказал Вячеслав Александрович, - неправда! Благодарить-то президента, конечно, можно. Однако нелишне было бы довести до высочайшего сведения: покуда ни один стипендиат не получил ни копейки, ни один чемпион - ни цента! И когда получат? Неизвестно! В таком же неведении находятся еще многие чемпионы, в том числе олимпийские, проживающие в России (еще две тысячи человек; стало быть в общей сложности уже три тысячи), которым должны выплачивать стипендии с 1 января 2003 года. Неужели и им придется невесть сколько времени ждать обещанной президентом России солидной материальной помощи?

Вот какой вопрос сейчас особенно интересует и волнует элиту отечественного спорта. Почему, позвольте спросить у председателя Госкомспорта, у вас, дорогой, но никак не многоуважаемый Вячеслав Александрович, не хватило смелости сказать об этом прямо президенту России, который по сути выступил инициатором безусловно важной и нужной затеи со стипендиями? Зачем «подставлять» Владимира Владимировича? Неровен час подумают, что он человек, не умеющий держать слово...


Владимира Путина вводят в заблуждение


Стоило бы совету детально рассмотреть и проблему обеспечения спортивными базами, которую поднял Евгений Кафельников. Он прямо заявил, что в стране сейчас нет современных спортивных сооружений, где бы могли воспитывать теннисистов высокого международного уровня. Между тем с подобным утверждением сегодня может выступить представитель любого другого вида спорта.

Центры по подготовке национальных сборных зачастую в полном запустении. Посмотреть хотя бы, в каком состоянии в настоящее время находится знаменитая олимпийская база под Подольском, где успешно занималось ни одно поколение сильнейших советских спортсменов. Это же ужас! Почему бы на Совете не обсудить: как восстановить этот и многие другие комплексы федерального значения, кто этим займется, откуда и какие будут выделены средства на их капитальный ремонт и реконструкцию?

А вместо этого - снова сладкозвучные благодарности Вячеслава Фетисова президенту России за то, что бюджет Госкомспорта на будущий год предполагается увеличить почти в два раза - с 2, 2 миллиарда рублей до 4 миллиардов.

Увы, и тут Владимира Путина вводят в заблуждение. Это утверждение - тоже неправда. Действительно, обещают дать 4 миллиарда. Но даже если так, на поверку никакого фактического роста финансирования для «низового» физкультурного хозяйства не будет. Полмиллиарда пойдет на погашение инфляции, еще полмиллиарда - на предполагаемую выплату стипендий, еще полмиллиарда - на выплату премий за победу на чемпионатах мира и Европы. И что же останется? Вот и выйдет, что денег для наведения порядка на спортивных базах федерального значения пока не предвидится. Об этом на заседании совета никто даже и не заикнулся, а многим просто не было дела…»


Владимир Саливон («Московская правда-Спорт», 24.12.2002)



Как это было в мае 2002: «Молодежь России» проиграла со счетом 10:1
Новый председатель Госкомспорта России предложил истратить на программу развития детского спорта - 100 млн. долларов, а на проведение в России футбольного чемпионата «Евро-2008» – 1 млрд. долларов. Почувствуйте разницу - программа восстановления детского и юношеского спорта во всей стране расценивается примерно в 10 раз дешевле, чем одно престижное и весьма помпезное мероприятие.
«Вячеславу Фетисову, определенно есть чем заняться. Вопрос лишь в том, насколько он готов к работе, так сказать, повседневной. Именно такая работа сейчас для российского спорта важнее всего. Не праздники, а скучноватые будни. Не широковещательные декларации, а сосредоточенное разгребание авгиевых конюшен. Не элитные фитнесс-центры, а общедоступные спортплощадки и бассейны.
Однако Фетисов, как истинно многогранная личность, старается работать на оба фронта. На минувшей неделе он совершил сразу два действия, по сути, взаимно противоположной направленности. И оба связаны с деятельностью российского правительства.

Во-первых, Фетисов фактически предъявил ультиматум премьеру Михаилу Касьянову и вице-премьеру Валентине Матвиенко. В случае, если они не предоставят правительственные гарантии проведения в России чемпионата Европы по футболу 2008 года, он, то есть Фетисов, поставит перед президентом страны Владимиром Путиным вопрос об их служебном соответствии.

Во-вторых, Фетисов представил на заседании правительства подпрограмму развития детского, юношеского и молодежного спорта и пропаганды здоровья в рамках программы «Молодежь России». Программа эта была утверждена, и на ее реализацию предполагается выделить более 3 млрд рублей.

Честно говоря, не хочется повторять все сказанное мною ранее по поводу футбольного «Евро-2008». Не в состоянии пока Россия проводить такие форумы. И не потому, что дорого - чего уж там, «поскребут по сусекам». А потому, что, как правильно заметила Валентина Матвиенко, есть сейчас у страны дела более важные и траты более насущные. Но, к сожалению, потоки демагогии, которые вылились на вице-премьера после ее решительного заявления, кажется, повлияли и на премьера. Увы, роль Фетисова в этом псевдо-патриотическом деле была заметной.

Что же касается программы «Молодежь России», выступление с ней Фетисова выглядит весьма полезным и нужным для страны актом. Вызывают некоторые вопросы лишь два обстоятельства.

Первое: программа была полностью разработана при прошлом руководителе Госкомспорта Павле Рожкове, и Фетисов к ней имеет отношение, как говорится, постольку-поскольку. Однако в прессе его выступление на заседании правительства подается едва ли не как судьбоносное. Конечно, главное - дело, а славой Фетисов и Рожков сочтутся, однако некоторая некорректность упорного увязывания фамилии Фетисов со словосочетанием «развитие детского спорта» бросается в глаза.

Второе: сумма в 3 млрд выглядит внушительной лишь на первый взгляд. Если учесть, в каком состоянии находится сегодня в России детский и юношеский спорт, радоваться можно тому, что начало сделано. Восстанавливать то, что строилось десятилетиями, а разрушено было в одночасье, придется долго, и остается надеяться, что указанные деньги не растранжирят на представительские расходы и командировки, а используют по назначению.

А ведь что такое 3 миллиарда рублей? Это по сегодняшнему курсу чуть менее 100 млн долл. Причем сумма эта будет расходоваться даже не в течение года, а в период до 2005 года! Между тем на проведение «Евро-2008», по разным источникам, потребуется от 800 млн до 1 млрд долларов! Почувствуйте разницу - программа восстановления детского и юношеского спорта во всей стране расценивается примерно в 10 раз дешевле, чем одно престижное, но весьма помпезное мероприятие.

По делу-то надо бы ставить вопрос иначе. А именно: крупные спортивные форумы в России можно будет проводить лишь тогда, когда соотношение расходов будет обратным. Вот когда на детский спорт и оздоровительные программы будет расходоваться 10 миллиардов долларов, тогда одну десятую часть этой суммы можно будет позволить себе потратить на европейские футбольные сражения.»



Алексей Кузнецов («Время MN», 28.05.2002)


http://flb.ru/info/0.html

23.01.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.