?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Монстры не хотят вымирать

Государство пытается бороться с неэффективной собственностью путем массовой продажи ФГУПов


Один из рудиментов переходной экономики - федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы) оказались под прицелом Министерства экономического развития и торговли. МЭРТ внесло в правительство законопроект, в котором предлагает ускорить приватизацию малых и средних ФГУПов, отказавшись от их акционирования и продавая их напрямую. Таким образом государство надеется наверстать проваленный план приватизации, который в 2006 году должен был завершиться. Однако, как полагает ряд экспертов, причина долгожительства ФГУПов вовсе не в сложном механизме приватизации. Такая форма собственности является для чиновников источником колоссальных нелегальных доходов. А значит, они будут делать все, чтобы приватизация затянулась на неопределенный срок.

Жильцы на продажу

Жильцам общежития на улице Богдана Хмельницкого в Перми будет что вспомнить. Скоро год, как они выставлены на продажу. Если точнее, то продается здание общежития, в котором живет около 300 семей. Большинство - работники ФГУПа "Российский научный центр "Прикладная химия", на балансе которого числится общежитие. В прошлом году, оказавшись на грани банкротства, ФГУП решил пустить здание с аукциона, чтобы погасить часть долгов. Сегодня здание арестовано, а приставы через суд выясняют, можно ли продать государственную собственность с обременением.

Обременение нешуточное: арестованы банковские счета ФГУПа, задолженность по налогам - около 30 млн. рублей. За полвека предприятие, созданное в 1958 году как филиал Государственного института прикладной химии, разрослось до размеров монстра. Одни очистные сооружения, которые числятся на балансе ФГУПа, требуют ремонта и вложений в 30 - 40 млн. рублей, а в противном случае грозят затопить жителей близлежащих населенных пунктов. Огромная территория в 115 га, из которых корпуса занимают всего 40 га, в гигантских и ненужных количествах требует воды, электричества, тепла. Ушли времена, когда в местных лабораториях ученые создавали сотни уникальных фторсодержащих соединений. В конце 80-х государство перестало финансировать новые разработки. А форма ФГУПа, которая поначалу казалась спасением, пригодилась только руководству. Которое и "выдоило" предприятие до конца.

Впрочем, об окончательном крахе говорить рано. Росимущество назначило нового директора, который с весны прошлого года разгребает созданное неправедными трудами предшественников. Сергей Игумнов уже подсчитал: если в трехэтажном корпусе работают 20 человек, а на содержание здания требуется в месяц около 300 тысяч рублей, то вряд ли оно того стоит. А потому непрофильные корпуса отключили от электричества и собираются продать за долги. Но покупателей что-то не видно - как и желающих приобрести головную боль в виде очистных сооружений. На этом фоне перспективы 300 работников ФГУПа вполне прозрачны. Если объем продукции, который сегодня выпускает предприятие, могут производить 50 человек, зачем держать больше? И вряд ли нужно винить нового директора в негуманности: виновата сама система ФГУПов, имеющая врожденные пороки.

Уроки коррупции

ФГУП - создание воистину оригинальное. Оно основано на праве хозяйственного ведения федеральным имуществом. В отличие от казенных предприятий (больниц, поликлиник, тюрем), которые полностью управляются государством, ФГУПы более самостоятельны: они обязаны отчислять определенную прибыль в бюджет, а остальные заработанные средства могут оставлять себе. Этот симбиоз рыночного начала и плановой экономики, в нынешней России приобрел крайне уродливые формы. Причем неэффективность большинства ФГУПов - это лишь полбеды. Их главный порок - в предрасположенности к коррупции.

Игорь Николаев, глава аналитического департамента компании ФБК, основную причину живучести ФГУПов видит в том, что они по-прежнему остаются для чиновников механизмом извлечения статусной административной ренты. "Поскольку ФГУП - место хлебное, назначение его директора нередко происходит небезвозмездно для курирующего чиновника. А с недавних пор у него появился такой механизм, как рассмотрение и утверждение планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия: чтобы эти планы были утверждены, директору ФГУПа надо иметь хорошие отношения с вышестоящим чиновником. Наконец, именно этот чиновник утверждает норму отчислений от прибыли ФГУПа в федеральный бюджет, что имеет для руководства предприятия принципиальное значение. Было бы чудом, если бы все вышеперечисленное не порождало коррупцию".

Распоряжаться финансовыми потоками предприятия в своих интересах при нынешнем законодательстве можно без помех: директор ФГУПа является госслужащим и, по словам Дмитрия Никитенко, пресс-секретаря Росимущества, не несет никакой материальной ответственности за свои решения. Максимум, что может государство, - уволить его или объявить выговор. А теперь представим: директор ФГУПа, имеющий здание в центре города, узнает о том, что его предприятие включено в список приватизации. Впереди у него - около 2 лет: примерно столько занимают приватизационные процедуры. "За этот срок можно вывести любое имущество, - говорит Никитенко. - В большинстве случаев так и происходит. Например, директор приводит комиссию, которая делает заключение, что здание в аварийном состоянии. Потом нанимает ремонтную организацию, а та выписывает смету, которую ФГУП за счет своего оборота явно не тянет. Тогда директор оформляет ее под залог имущества, а потом, естественно, не оплачивает. И фирма, которая делала ремонт, забирает имущество ФГУПа по суду".

По данным правительства Москвы, из действующих в настоящее время в столице 814 ГУПов 165 имеют признаки финансовой несостоятельности. Недобросовестным руководителям это позволяет инициировать процедуру банкротства, как уже произошло с ГУПом "Московский западный порт", МП "Кинотеатр Брест", ГУПом "Велозаводский рынок"... Государственным унитарным предприятием оказался и рухнувший Басманный рынок, судьба которого, возможно, была бы не столь печальна, имей он другую форму собственности.

Разумеется, есть и эффективные ФГУПы, не зараженные коррупцией и приносящие доход государству. По данным Росимущества, таких примерно треть. Андрей Бунич, председатель Союза предпринимателей и арендаторов России, опасается, что на волне облегчения процедуры приватизации эти предприятия можно потерять. Он предлагает составить список эффективных и убыточных ФГУПов и на время приостановить продажу хороших объектов, чтобы бизнес сначала купил остатки "неликвида". По его словам, упрощение процедуры продажи, а также предложение МЭРТа продавать ФГУПы без конкурса и без объявления может привести к тому, что несколько тысяч важных для страны объектов легко уйдут с молотка.

Впрочем, Игорь Николаев уверен: даже если процедура приватизации ФГУПов упростится, чиновники найдут способ снова ее усложнить. Кому же хочется лишиться такой "золотой жилы"?

СПРАВКА

По данным Росимущества, в госсобственности сегодня находится 7482 ФГУПа и 32 182 казенных учреждения. В 2005 г. был приватизирован 741 ФГУП, что является самым высоким показателем в новейшей истории российской приватизации и на 41% превышает аналогичный показатель 2004 года. В 2006 году предполагается приватизировать 1418 ФГУПов.

МНЕНИЕ

Всех на рынок!

Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, глава Комитета Госдумы по собственности:

- Президент сказал: у власти должно остаться только то имущество, которое необходимо для властных полномочий. Никто не сможет доказать, что тысячи ФГУПов, которые есть сегодня, для этого нужны. Они лишь искажают рыночное пространство, и поэтому все должны немедленно оказаться на рынке. Но для этого нужно создать условия. Нынешнее законодательство ограничивает государство в приватизации ФГУПов и разрешает ее только в форме акционерного общества открытого типа. Очевидно, что у нас есть много мелких ФГУПов, которые по своей правовой форме ближе к ООО. В этом смысле предложение МЭРТа отказаться от акционирования таких предприятий, безусловно, действенная мера. Более того, мы предлагаем часть ФГУПов, особенно мелких, продавать не как предприятия, а как имущественный комплекс. Сегодня большинство ФГУПов, например, какой-нибудь ФГУП-НИИ, имеют бестолкового директора, но большое имущество. И в итоге оказывается, что от всего ФГУПа самое ценное - не бизнес на научно-техническом продукте, а здание. Поэтому его можно продать, оставив собственно предприятие.

Если же предприятие важно с точки зрения стратегических интересов России, его можно превратить в казенное или даже акционированное. К сожалению, список стратегических предприятий разрастается как на дрожжах: сегодня их около 500. Директора используют все аппаратные возможности, чтобы закрепить за собой государственное финансирование. Сложность в том, что в законодательстве нет четкого описания стратегически важного предприятия. Впрочем, окончательное решение в этом вопросе принимает президент.

Московские новости
http://flb.ru/info/36546.html
Наталья Алякринская
04.03.2006

Греф

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.