Зачем Россия вооружает иностранные армии?
Современный размах поставок за рубеж продукции нашего ВПК впечатляет, но удивительно, что при этом родной армии-защитнице недодают «штыков» и «сабель». Почему?
Не так давно российские оружейные бизнесмены шумно отрапортовали Кремлю о рекордных итогах 2005 года: за счет экспорта боевой техники удалось «наскирдовать» аж 6 миллиардов 120 миллионов долларов! По этому показателю впереди России стоят только США - $12 млрд. Спрос в мире на российское оружие растет, деньги в госказну текут ручьем, а наш гигантский военно-промышленный комплекс (более 1550 предприятий) снова востребован. Но общую мажорную картину несколько портят жалобы армейских и флотских командиров - уже почти 15 лет войска наши получают от родного ВПК в среднем лишь 5 процентов современных вооружений. То есть 95 процентов своей продукции наш ВПК направляет на укрепление обороны иностранных государств. Не совершает ли Россия стратегическую ошибку? Куда деваются деньги, которые государство не только получает от экспорта вооружений, но и ежегодно выделяет из собственного военного бюджета на покупку новой боевой техники для своей армии? Попытаемся ответить на эти непростые вопросы. Наши танки оккупировали Китай Сегодня Россия продает свое оружие почти в 80 стран мира. Самым большим спросом пользуется боевая техника для ВВС и ПВО, ВМФ (корабли и дизельные подлодки), танки и бронемашины, зенитные ракетные комплексы, боеприпасы. В длинном ряду покупателей-рекордсменов уже давно стоят Китай и Индия - их армии на 75 - 80 процентов оснащены российскими вооружениями. Мы продали им сотни танков и БМП, самолетов и вертолетов, десятки кораблей различного класса и подлодок, зенитных ракетных комплексов. Крупные партии боевой техники (БТ) купили у нас Йемен, Судан, Сирия, Иран, Египет, Вьетнам, Малайзия, Оман, Греция. Сразу после развала СССР наш ВПК по уровню оружейного экспорта со второго места в мире (около $24 млрд.) скатился в конец первой десятки и в 1993 году едва «наскреб» $1,2 млрд. А начиная с 1994 года динамика доходов стала расти (см. график на стр. 5) Уже длительное время примерно 30 - 40% ежегодных доходов от оружейного бизнеса России приносят Китай и Индия. Но если Индия давно и традиционно имеет с нами прочные дружественные отношения, то совершенно иное дело Китай. С ним у нас в конце 60-х годов прошлого века отношения так разладились, что дошло до крупной вооруженной заварухи на границе. И лишь после длительного периода «холодного» соседства и трудных переговоров Пекин и Москва стали наконец находить общий язык. А после падения Союза мы не только стали лояльно относиться к «тихой интервенции» китайцев на Дальнем Востоке и в Сибири, но и еще шире открыли для них свои оружейные арсеналы, и стали налаживать партнерские отношения по всем (включая военные) направлениям. Более того, пошли на небесспорные территориальные уступки. Все это делалось и делается с учетом многих геополитических факторов, важнейшими из которых являются нахрапистое продвижение НАТО к границам РФ и растущее быстрее опят на осеннем пеньке количество военных баз потенциальных противников вокруг нашей территории. Россия в таких условиях была вынуждена опереться на плечо Китая и помочь ему поднакачать военные мышцы. Но кто даст гарантию, что растущее с нашей хорошо оплаченной помощью военное могущество Китая когда-то не обернется против нас же? Никто. Выход - умная (не доходящая до скороспелых уступок) политика и рациональное «содружество экономик». Нет в России такого гения, который бы придумал что-то третье. Следовательно, если Китаю не будем продавать оружие мы, будет продавать кто-то другой. Десятки наших общих недругов только и мечтают об этом. Наоборот, чем больше усиливается российско-китайская экономическая и военно-техническая кооперация, тем больше это дает шансов находить общий язык в других сферах политики. Чужим - все, своим - крохи Года два назад был я на совещании руководителей оборонных заводов, где «генералы ВПК» люто спорили о том, почему мы стахановскими темпами вооружаем иностранцев, а свою армию держим на голодном пайке. Вот тогда директор предприятия, у которого зарубежные генералы раскупали зенитные ракетные системы, как поволжские крестьяне хлеб в голодовку, сказал: - Но ведь свои не покупают! А без иностранных закупок мой завод давно бы стал банкротом... И это сущая правда. Мы сами превратили свой ВПК в «филиал» зарубежной «оборонки». Без иностранного капитала сотни цехов давно бы встали. Кто-то скажет: «Но ведь для закупок боевой техники для российской армии существует государственный оборонный заказ. При чем здесь иностранцы?» Правильно. Вот здесь и зарыта еще одна «оружейная собака». Министры и генералы каждый год с горящими очами рассказывают о грандиозных перспективах перевооружения армии. Сколько за последний десяток лет было принято таких программ? Штук пять. И ни одна не выполнена.
Сейчас принята программа перевооружения на 2006 - 2011-е годы, но она стала разваливаться уже на старте. Начальник Генштаба Юрий Балуевский даже публично поплакался по этому поводу Верховному главнокомандующему. Странно. Ведь из года в год растет в военном бюджете статья на оборонный госзаказ: 2003 год - 113 млрд. рублей, 2004-й - 148, 2005-й - 187, 2006-й - 237 млрд. А теперь давайте посмотрим, что же на эти гигантские деньги было куплено для нашей армии за последние годы и как это выглядит в сравнении с теми объемами оружия, которое российский ВПК «склепал» для иностранцев и с большим наваром продал им сам или с помощью «Рособоронэкспорта»? Какая зараза вредит госзаказу? Как же так получается, что в прошлом году, например, на гособоронзаказ (ГОЗ) была потрачена сумма, равная примерно $6,5 млрд. долларов, и при таких деньжищах в войска попало столь мизерное количество новой боевой техники (см. таблицу)? Попытаюсь кое-что объяснить. Львиная доля ГОЗа ушла на ядерные программы, научно-испытательные и конструкторские работы, на поддержание мобготовности предприятий, оплату долгов МО «оборонке» в связи с галлопирущей инфляцией. И если, допустим, в конце 2004 года МО намеревалось купить танк за 700 тысяч долларов, то к концу 2005-го он стоил уже все 900. И так по всему фронту. Огромные суммы, предназначенные для закупки оружия, либо пускают в коммерческие банки «нагуливать» проценты, либо они исчезают вообще. По этому поводу один из известных оружейных экспертов - руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов - однажды сказал: - Даже если предположить, что половина из них (финансов на ГОЗ. - В. Б.) уходит на ядерные программы и опытно-конструкторские разработки, другая половина должна идти на бронежилеты, танки, самолеты, вертолеты. И заводы должны эти деньги видеть. Но пока что эти средства куда-то испаряются после ловких манипуляций нескольких десятков генералов из тех служб, где есть свои заказывающие управления. Года полтора назад власти вняли этим здравым мыслям. Если раньше было 50 заказывающих организаций, то теперь осталась одна. Зато над ней взгромоздили сразу аж четыре контролирующих органа. И страстно желающих «порулить» финансовыми потоками не стало меньше... Кто они, купцы с «калашниковыми»? Главная организация, которой государство доверило торговлю оружием, - «Рособоронэкспорт» (бывшее «Росвооружение»). Но право самостоятельного выхода на международный оружейный рынок имеют еще 20 структур. До недавнего времени их было почти в два раза больше, что и не позволяло государству своевременно пресекать махинации с доходами от оружейного экспорта. Иные «фирмы», состоящие из пяти-шести дельцов, имеющих в своем распоряжении лишь «табурет с ластиком», ворочали многомиллионными доходами, ничего не производя (жировали за счет «посреднических» услуг). Доходило иногда до того, что в погоне за «левыми» доходами аферисты умудрялись снимать с боевых позиций секретную боевую технику, подкрашивать ее и толкать за рубеж. А не так давно Счетная палата РФ выявила, что одна из крупных российских экспортных фирм недоплатила в госказну сумму, равную почти 50 миллионам долларов (за такие деньги по «внутренним» ценам можно было купить для нашей армии три новейших истребителя).
Комсомольская правда
http://flb.ru/info/36585.html
Виктор БАРАНЕЦ
09.03.2006
|