?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Люди "второго сорта"

Радикальные перемены в жизни нашего общества повлекли глубокие изменения и в деятельности профсоюзов. Особенно остро это почувствовал на себе, быть может, гражданский персонал Вооруженных Сил РФ. Потребовались переосмысление и пересмотр идеологии, целей и задач, форм и методов работы. Об особенностях деятельности в новых условиях рассказывает председатель ЦК профсоюза гражданского персонала Сухопутных войск - профсоюза армии России, член исполкома Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил РФ Владимир ВАРЛАМОВ.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ВАРЛАМОВ Владимир Алексеевич

Родился 1 января 1947 г. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, Российскую академию государственного и муниципального управления (РАГС) при президенте РФ, Академию труда и социальных отношений. С 1966 по 2004 г. служил в Вооруженных Силах. Прошел должности от заместителя командира роты до заместителя начальника ВТУ ГШ ВС РФ. С 2004 г. - секретарь ЦК профсоюза. 23 ноября 2005 г. избран председателем ЦК профсоюза. Кандидат исторических наук. Награжден орденом "За военные заслуги"
.

- Владимир Алексеевич, профсоюз, который вы возглавляете, - самая крупная единица в структуре профсоюзного движения Вооруженных Сил. Как бы вы оценили результат его деятельности за 15-летнюю историю существования?

- Напомню, во времена СССР профорганизации Минобороны обычно прикрепляли к 19 отраслевым профсоюзам. Но в условиях перестройки такой порядок пришел в противоречие с необходимостью укрепления единства и сплоченности всего личного состава. В то время Министерство обороны поддержало инициативу ряда профсоюзных органов о создании единого профсоюза рабочих и служащих Минобороны. Началась работа по объединению профсоюзных организаций Сухопутных войск и центрального аппарата в единую структуру.

Но с ходу создать единый профсоюз Вооруженных Сил не удалось. Поэтому была образована Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России. Сегодня профессиональный союз гражданского персонала Сухопутных войск - профсоюз армии России - это добровольное самостоятельное объединение гражданского персонала ВС (образован 19 сентября 1990 г.). Основной целью его является защита трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза гражданского персонала. Профсоюз насчитывает почти 160 тысяч членов. Его организации действуют во всех военных округах, 76 субъектах РФ. В организационной структуре профсоюза 8 территориальных, 46 объединенных, областных, краевых, республиканских комитетов и советов председателей профкомов, более 2000 первичных профсоюзных организаций.

К слову сказать, к работе Федерации у нас много претензий. Она слабо координирует деятельность своих членских организаций. А нам, как воздух, необходимо единство действий. Так что сейчас в практическую плоскость переведен вопрос реального объединения нашего профсоюза и профсоюза рабочих и служащих Министерства обороны РФ. С его председателем Л. Лобачевой достигнута принципиальная договоренность. Вместе мы станем сильнее, а значит, легче будет решать вопросы социальной защиты гражданского персонала.

Что касается деятельности профсоюза за 15 лет, то я бы разделил ее на три этапа. В сентябре 90-го в Москве состоялся учредительный съезд, который принял постановление "Об образовании профсоюза рабочих и служащих Сухопутных войск", утвердил Устав. Вспомним, то был довольно драматичный период для всего населения нашей страны. Распад Советского Союза, развал экономики больно ударили по гражданскому персоналу армии. Профсоюзу пришлось пересмотреть и свои главные цели, и методы борьбы за социально-трудовые права и интересы работников. Профсоюзы все чаще стали прибегать к акциям протеста: митингам, демонстрациям, пикетам.

Решительные действия, отмечу, принесли некоторые реальные результаты. За первый пятилетний период индексация зарплаты проводилась четыре раза. Прочно вошло в практику социальное партнерство. Но к середине 90-х гг. социально-экономическая ситуация ухудшилась. Под новые реалии пришлось подстраиваться и нашему профсоюзу. Новый пятилетний этап в его жизни назвал бы периодом борьбы за выживание. Ведь задержки с выплатой зарплаты бюджетникам доходили до нескольких месяцев, а на хозрасчетных предприятиях - до полугода и более. Причем с каждым годом ситуация ухудшалась. Именно поэтому профсоюзные органы сосредоточили свои усилия прежде всего на проблеме своевременной выплаты зарплаты, а уже потом на ее повышении. Как и прежде основным методом борьбы оставались коллективные акции протеста. И наши действия в конце концов принесли определенные позитивные результаты.

- И каковы эти результаты?

- Так, с 1 января 1996 года на 50% были повышены тарифные ставки Единой тарифной сетки работникам, тарифицированным по 1-6 разрядам, остальным - на 40-30%. К апрелю 1999 г. задолженности по выплате зарплаты были в основном погашены. Таким образом, удалось не только сохранить завоеванные позиции, но и укрепить профсоюз, поднять его авторитет и влияние в коллективах работников и среди командования. Люди видели наши усилия в борьбе за их права и поверили нам. К 2000 году профсоюз пополнился на 23 тысячи новых членов.

Следующий этап назвал бы периодом неустойчивой стабильности. Хотя к этому времени и удалось свести к минимуму задолженность по зарплате и даже повысить ставку по разрядам ЕТС, однако уже в конце 2001 года правительство начало наступление на права трудящихся. В частности, было отменено 25-процентное увеличение должностных окладов гражданского персонала Вооруженных Сил. И вновь пришлось прибегнуть к уже испытанным методам протеста. В итоге правительство время от времени повышало зарплату, но эти повышения моментально съедались ростом цен на товары и услуги.

- Со стороны может показаться, что основная задача профсоюза - "выбивание" денег, повышение зарплаты. Или это не так?

- Так уж получается, что нашей основной головной болью стало, как вы выразились, "выбивание" денег, борьба за повышение оплаты труда. И не наша в этом вина.

Но это далеко не единственная задача профсоюза. Мы ведем борьбу и по другим направлениям. И зачастую нам удается, выражаясь военной терминологией, отвоевывать определенные позиции. Так, благодаря усилиям и Федерации профсоюзов, и Центрального комитета, и особенно профорганов на местах, удалось добиться определенных подвижек с оздоровлением, сохранить объекты социальной сферы - детские сады и оздоровительные лагеря. Например, в ДВО за 5 лет удалось оздоровить свыше 5000 детей и 795 членов профсоюза, в двух детских оздоровительных лагерях МВО побывали около 3000 детей и т.д.

Много сделано для поощрения работников, оказания им помощи в получении звания "Ветеран труда". Еще в 1996 г. была учреждена Почетная грамота профсоюза, которая дает право на присвоение звания "Ветеран труда" освобожденным профработникам и работникам профорганов. В 2001 году учреждена совместная Почетная грамота главнокомандующего Сухопутными войсками и ЦК профсоюза. За прошедшее время этой грамотой награждены более 5,5 тысяч членов профсоюза. Малость? Но в наше время и такая льгота значима! Но в этом вопросе с принятием всем известного федерального закона №122 появились определенные трудности. Поэтому ЦК профсоюза обратился к начальнику Генерального штаба и начальнику Тыла ВС РФ с просьбой награждать Почетными грамотами работников частей и организаций, находящихся в их непосредственном подчинении. Надеюсь на положительное решение этого вопроса.

В основном нам удалось снять проблемы медицинского страхования работников, сохранить 25-процентную надбавку работникам сельской местности. Дети гражданского персонала отдыхают в пионерских лагерях, а их родители - по льготным путевкам в санаториях и здравницах, о чем я уже упоминал. Вместе с тем не хотел бы, чтобы у вас сложилось представление, что у нас все хорошо, что все проблемы решены или решаются. Увы, это не так. В силу тех или иных причин за время существования профсоюза мы потеряли ряд прав, социальных завоеваний.

Так, постановлением правительства РФ от 30 ноября 2001 года №832 отменено 25-процентное увеличение должностных окладов гражданского персонала за особые условия работы в Вооруженных Силах. Одновременно в федеральном бюджете средства на заработную плату гражданскому персоналу стали выделяться не на штатную численность, а по фактически произведенным расходам на эти цели за предыдущий год, то есть по среднесписочному составу. А это лишает гражданский персонал возможности получать дополнительный заработок за работу по совместительству. По сути, это уже запрещенный законом принудительный труд.

- Но правительство постоянно говорит, что заботится о материальном положении гражданского персонала Вооруженных Сил...

- Оно всегда что-нибудь обещает. А толку-то? Действительно, в прошлом году готовилось повышение зарплат на 20%. Но в последнее время правительство все переиграло. И повышения не состоялось. Более того, вновь появились задержки с выплатой заработной платы. Мы оперативно принимаем меры к ликвидации таких задержек.

На этот раз нас обнадеживают повышением с 1 мая лишь на 15% и на 11% - с 1 октября. А в 2007 г. обрадуют на 20%, в 2008 г. - аж на 4%. Таким образом, уровень оплаты труда этой категории должен повыситься в полтора раза. Но что это будут за деньги? Инфляция "съест" это незначительное повышение! И человек труда не почувствует никакого улучшения. Так что такое повышение я бы назвал, скорее, эфемерно-формальным, нежели эффективным и реальным.

- Какой же вывод?

- Думаю, что поправить ситуацию можно. Наряду с повышением зарплаты необходимо менять и саму систему оплаты труда. Сейчас разрабатывается комплекс мер по реформированию системы оплаты труда гражданского персонала в 2006-2008 гг. Возглавляет эту работу Управление труда и заработной платы гражданского персонала МО РФ. Но и профсоюзы не остаются в стороне.

Мы считаем целесообразным внедрение самостоятельной отраслевой системы оплаты труда. Ее основу составит переход с тарифных разрядов на установление конкретных размеров должностных окладов.

- Выходит, наступает новый этап в жизни профсоюза. На каких вопросах будет сосредоточена основная работа?

- На недавно прошедшем съезде мы приняли программу действий профсоюза до 2010 г. Это объемный документ, где прописаны цели и задачи, определены способы их достижения. Пересказывать весь этот труд было бы, думаю, утомительно для читателя. Остановлюсь лишь на тех проблемах, которые волнуют людей в первую очередь.

Прежде всего вопросы оплаты труда. Я уже отчасти затрагивал этот больной вопрос. Вдумайтесь: большая часть наших работников получает заработную плату ниже даже прожиточного минимума! Скажите, как прожить семье, если работник получает 2-3 тысячи рублей? Оплати коммунальные услуги, проезд на транспорте - и даже на питание ничего не остается. Например, средняя заработная плата большинства работников СКВО, в том числе находящихся в районах, где ведутся боевые действия, не превышает 2500 рублей в месяц. Эти данные взяты "не с потолка", а из реальных раздаточных ведомостей.

Поэтому мы решили добиваться, во-первых, поэтапного повышения гарантированного минимального уровня оплаты труда до реального прожиточного минимума. Далее - до минимального потребительского бюджета, повышения средней зарплаты в организациях Минобороны до уровня не ниже средней зарплаты по стране. Во-вторых, регулярной индексации и опережающего роста зарплаты по сравнению с ростом цен на товары и услуги, не допуская ее снижения. В-третьих, сохранения и установления новых дополнительных льгот, определенных особыми условиями оплаты труда гражданского персонала ВС в соответствии с решаемыми ими задачами. В-четвертых, своевременности выплаты зарплаты.

И это еще не все. Актуальной для нашего профсоюза остается задача сохранения существующего порядка предоставления гражданскому персоналу путевок на лечение и отдых в санатории и дома отдыха Минобороны, сохранения дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей, пансионатов и баз отдыха. Очень остро стоит задача решения проблем российских граждан, работающих в составе ОГРВ в Приднестровье. До настоящего времени не решены на межгосударственном уровне вопросы их социального страхования, медицинского и пенсионного обеспечения. В какие только военные и государственные инстанции мы не обращались! А "воз" и ныне там.

Выполнить поставленные задачи в одиночку, боюсь, не удастся. Поэтому на первый план ставлю социальное партнерство как средство достижения целей. В этом вопросе опыт наработан. В частности, не так давно мы обсудили на пленуме ЦК профсоюза опыт работы объединенного комитета профсоюза военного комиссариата Московской области. В подготовке пленума нам оказали большую помощь руководители Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба и лично начальник ГОМУ генерал-полковник Василий Смирнов. По итогам работы пленума в органы военного управления военных округов и военкоматы была направлена директива. Она помогает правильно строить взаимоотношения, укреплять социальное партнерство между командными и профсоюзными структурами. В военных округах также много положительных примеров тесного взаимодействия и сотрудничества командования и профсоюзных органов в решении как проблем гражданского персонала, так и конкретных задач повышения боевой готовности, укрепления трудовой дисциплины и поддержания здорового морального климата в коллективах, где работает гражданский персонал. И мы будем накопленный опыт внедрять и расширять. В частности, настойчивее добиваться проведения коллегии Минобороны по проблемам гражданского персонала, активно ставить наши вопросы на заседаниях военных советов Сухопутных войск и военных округов. Конечно же, продолжим практику заключения соглашений, проведения совместных мероприятий с командованием.

Есть ряд проблем чисто внутрипрофсоюзных. Это укрепление исполнительской и финансовой дисциплины. И организационное укрепление профсоюза, усиление мотивации профсоюзного членства, увеличение численности профсоюза, повышение активности каждого его члена, участие в коллективных действиях в защиту своих социально-трудовых прав и интересов. Если нам удастся осуществить задуманное, обновится и сам профсоюз - помолодеет. Молодежь пойдет в наши ряды, внесет в деятельность свежую струю, боевой задор.

ВПК
http://flb.ru/info/36728.html
Евгений ЛИСАНОВ
23.03.2006

Иванов

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.