?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

На госзакупках в этом году украдут пять миллиардов долларов?

Каждый третий рубль осядет в карманах бюрократов


В 2006 году на то, чтобы федеральным чиновникам комфортно работалось, будет потрачено 880 миллиардов рублей. Шестая часть бюджета страны! Эксперты уверяют: треть из этой суммы уйдет на «откаты». Проще говоря, денежки своруют в процессе государственных закупок.

Что такое госзакупки

Раз в год, ближе к декабрю, каждая государственная контора усаживается за составление списка жизненно необходимых предметов: скрепки, бумага, ручки, компьютеры, автомобили. Чтобы как можно полнее заботиться о нуждах граждан.

В этом году, по данным Министерства экономики России, запросы федеральных чиновников оценены в 880 миллиардов рублей. Для создания им рабочей обстановки закупят только новеньких автомобилей 12 тысяч штук. На каждый потратят из бюджета не менее 30 тысяч долларов. Вполне приличные иномарки. А на каждый из требуемых 80 тысяч компьютеров уйдет около 1000 евро. И так далее по списку.

Каждое ведомство, получив свою часть бюджетных денег, приступает к покупкам. И вот в этом месте начинается самое интересное.

Украсть напрямую, со счета, куда поступили федеральные денежки, практически невозможно. Существующая система электронных платежей не позволит этого сделать втайне от всех. А вот госзакупки для разворовывания подходят как нельзя лучше. Ведомствам не дозволяется просто так прийти в магазин и выбрать товар. По закону они должны провести тендер. И тот участник, условия которого больше всего понравятся заказчику, и получит право поставлять товары для чиновников...

Многочисленные исследователи коррупции в России хватаются за головы. По данным компании ФБК, только 1 из 100 проведенных в прошлом году конкурсов был абсолютно справедливым. В 99 случаях победитель торгов был известен заранее. Но за право «понравиться» чиновнику надо платить. Как полагают эксперты, цена вопроса - от 20 до 40 процентов от размера выделенных сумм.

Чтобы понять, как это происходит, я и решился на небольшой эксперимент...

«Сам я за «откатом» приду»

- Автомат? Отлично! - погладил я ручку коробки передач новенького Volvo в одном из московских автосалонов. - Шеф будет доволен.

Менеджер, видимо, представив, насколько будет счастлив мой босс, тоже радостно заулыбался. Такие покупатели, как я, словно редкий экспонат из Красной книги. Как представителю некоего крупного московского ведомства мне понадобилось аж 23 автомобильчика престижной марки. Каждый стоимостью 38 тысяч долларов. И на мою легенду тут же клюнули. А что, 874 тысячи баксов на дороге не валяются.

- Можем с регистрацией помочь, - попытался даже оказать дополнительную услугу молодой человек.

Я презрительно хмыкнул:

- Номера с «флажками» будут, как шеф хочет?

Паренек сник. Мне явно удалось набить себе цену.

- И вот еще какой момент, - не давал я опомниться торговцу. - Сам понимаешь, автосалонов много, таких бюджетов - раз-два и обчелся: участвовать в торгах захотят многие. А у босса дочь в этом году замуж собралась...

Парень был развит не по годам - намеков ему оказалось вполне достаточно. Или я был не первый, кто подступал с предложениями об «откате»?

- Пришлите образец заявки на торги, что-нибудь придумаем, - снова улыбнулся юноша и с ходу выпалил: - Процентов двадцать, наверное, получится. Но мы и цену машинок слегка «подкорректируем». А сразу после торгов твой начальник и в самом деле будет доволен.

- Как это после? - возмутился я. - Шеф (в этом месте полагалось сделать многозначительную паузу и вперить указательный палец к потолку, что я и исполнил) ждать никак не может! У него свадьба дочки!

Уже на следующий день продавец шведских машин сдался. Деньги обещали быть, как только все формальности о допуске фирмы к торгам будут улажены. По моим прикидкам, «победа» в торгах этой конторы увеличила бы стоимость каждого авто тысяч на 8 «зеленых». Если бы это случилось, нагрузка легко легла бы на бюджет, а 174 тысячи, по сути, сворованных денег осели бы в кармане «шефа». В качестве «отката».

- А как с самим поговорить? - на прощание тыкнул пальцем вверх автоделец, доставая мобильник.

- В церковь сходи, - посоветовал я ему.

«Мы не дадим украсть ровно половину»

- Да, проблемы есть! - выдохнул начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил ЕВРАЕВ. С этого года контроль за госзакупками перешел в ведение этой службы.

- По оценкам экспертов, уровень коррупции при государственных и муниципальных закупках - порядка 10 миллиардов долларов, - продолжил «утешать» меня антимонопольщик и вдруг пообещал: - Но в этом году картина начнет меняться!

- Не верю! - Я и в самом деле не поверил.

- А зря, - укорил он меня. - С 1 января этого года вступил в действие новый закон о размещении заказов. Хотя странно получилось: закон заработал с первого дня нового года, а мы стали контролирующим органом только 20 февраля. 50 дней вообще никакого контроля на федеральном уровне не было.

- Да за это время можно было Стабфонд украсть! - возмутился я.

- Вот и мы удивились, - пожал плечами начальник управления. - Но самое веселое, что торги в это время практически не проводились - люди осмысливали новые правила игры. Я даже думаю, многие испугались. Потому что этот закон антикоррупционный. Коррупция у нас почему при госзаказе процветала?

- Почему?

- Потому что в этой сфере у нас раньше не было правил игры. Практически заказчик мог делать все, что хотел. Есть три слабых места, которым коррупционеры пользовались, - принялся объяснять мне Евраев. - Во-первых, информационное обеспечение: никто не знает о том, что тендер состоится. Сейчас в законе мы ввели обязательное оповещение об этом на официальном сайте. Второе - допуск к торгам. Ведь делалось-то просто! В условиях описывались признаки «своих» фирм. Например, если «своя» компания имеет склады в такой-то части города, то и в требовании пишут: «Обязательно наличие складов в такой-то части города». У остальных-то там складов нет, а значит, они уже отсечены от торгов. Теперь установлен закрытый список требований. Отныне местным властям нельзя будет заниматься самодеятельностью и требовать от предпринимателей все, что им захочется. И еще один момент - критерии определения победителя. Мы ввели понятие аукциона (раньше был только конкурс). На нем заказчик изначально устанавливает свои требования к товару, где перечисляет все, что считает нужным, вплоть до качества и условий поставки. И критерием определения победителя остается только цена. Это очень простая антикоррупционная процедура. Взять тот же топочный мазут. Какие еще критерии нужны, чтобы определить победителя при заранее установленном качестве? Только цена. В конкурсе же победитель определяется сразу по нескольким критериям, которые не всегда имеют количественную оценку. Но и здесь мы ввели закрытый перечень критериев определения победителей и заставили заказчика устанавливать значение каждого критерия заранее.



Агитплакат 30-х годов прошлого века. Тогда к борьбе с коррупцией привлекали и население.

Допустим, качество: 30 баллов, сроки - 10 баллов, цена - 20 баллов, гарантийный срок работы закупаемого оборудования - 20 баллов и т. д. Все! Тут даже третьеклассник может посчитать. Кто набрал больше баллов, тот и выиграл.

Евраев явно рад тому, что новый закон о госзакупках удалось провести. Но мои мозги отказывались верить в то, что одним законом в России можно навести порядок. По сведениям Счетной палаты, только в прошлом году было возбуждено 250 уголовных дел, связанных с проведением госзакупок. В неофициальной беседе аудиторы подтверждают, что основным нарушением остается размещение заказов без конкурсов. Однако комментировать ситуацию для «КП» никто из проверяющих не пожелал. Как не дали и прогноза, сколько же уголовных дел появится по итогам этого года. Михаил Евраев уверен, что если эта цифра и не снизится, то уж объемы воровства сократятся как минимум в два раза.

- Вот смотри: объемы коррупции при госзакупках примерно 10 миллиардов долларов, - напомнил он. - В этом году можно сократить коррупцию примерно наполовину из них!

- А другую половину?

Антимонопольщик призадумался:

- К сожалению, полностью уйти от злоупотреблений в этой сфере невозможно в принципе. При проведении ряда конкурсов все равно будут субъективные оценки. Например, мы покупаем картину в приемную руководителя. Или сервиз для приемной - вы же не на цену смотреть будете, а на эстетику. Вот в таких конкурсах и исчезнут из бюджетов всех уровней около 5 миллиардов долларов.

Уходил я из ФАС в непонятных чувствах. Вроде бы вороватым чиновникам перекрыли кормушку. Когда в той же Италии при закупке скоростных вагонов ввели аукционы, они вдруг стали дешевле на треть, а цены на строительство метро в Милане снизились вдвое. Но, с другой-то стороны, лазейка для мздоимцев все равно осталась.

Алексей ОВЧИННИКОВ



ДОСЛОВНО

«Никаких эксклюзивных автомобилей и мебели из палисандра не будет!»

(Глава ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ - о контроле за госзакупками.)



5 признаков «нечестных» торгов

1. Извещения о конкурсе не содержат информации об условиях оплаты закупаемых товаров.

2. Объем предполагаемого финансирования несоразмерно велик по сравнению с закупаемыми товарами.

3. Плата за конкурсную документацию неадекватно большая или участие в конкурсе является платным.

4. Вам слишком настойчиво предлагают участвовать в конкурсе.

5. Предмет конкурса сформулирован непонятно.



МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

«Аппетиты госслужащих растут»

Георгий САТАРОВ, руководитель фонда «ИНДЕМ»:

- По нашим данным, в прошлом году общий объем рынка коррупции в России достиг 316 миллиардов долларов. Сколько из этой суммы пришлось на «откаты» при госзакупках, сказать сложно. Аппетиты чиновников растут. Лет 5 - 7 назад нормой «отката» считалось от 5 до 15 процентов. Сейчас это в диапазоне от 30 до 60, а порой доходит до 70 процентов. Пару лет назад один финансовый журнал выдал информацию, что из бюджета одного военного института раскрадывается 80 процентов. Никто это не опроверг. Всегда существуют три источника потерь. Первое - прямые «откаты». Второе - общее удорожание, потеря качества за счет замены более дешевых материалов. Поэтому нечего удивляться, что порой тендеры выигрывают организации, которые предлагают свои товары по ценам, в два-три раза превышающим рыночные. Люди окупают свои потери на «откатах» и прочих расходах на чиновников. Если у ФАС что-то получится, это будет подвиг.



«Власти хитрят как могут»

Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

- Нарушений в этой сфере масса. Складывается ощущение, что в каждом шестом случае заказчик не знает, чего, собственно, он хочет. Например, одна из организаций так и написала в заявке: «автомобили и автобусы». Какие, сколько? Это происходит не потому, что чиновники глупые. Скорее всего, они прекрасно знают предмет конкурса, а вместе с этим знают и поставщика, поэтому не утруждают себя четкими формулировками. Вообще конкурсных извещений, заполненных правильно, только 10 процентов. В каждом третьем извещении о конкурсе нет контактной информации. Это также способ отсечь часть продавцов. Часто бывает так, что не указывается дата проведения конкурсов и окончания приема документов. Бывало, что человек прибегал к 14 часам с заполненной заявкой, а ему говорили, что он на полчаса опоздал.



Сколько стоит техника для федеральных чиновников (в руб. за одну единицу)

2004 г. 2005 г. 2006 г.*
Автомобиль 2,7 млн. 5,3 млн. 4,6 млн.
Системный блок 35 673 149 260 129 600
Монитор 65 302 15 606 14 669


* Прогноз. По данным Минэкономразвития.



КСТАТИ

Как считают специалисты, затраты чиновников на технику завышены минимум в полтора раза. Например, автомобильные дилеры говорят, что за 5 млн. рублей можно приобрести не просто «Мерседес» представительского класса, а ЛЮБОЙ «МЕРСЕДЕС». Системные блоки чиновниками обычно закупаются по 10 - 12 тысяч рублей за штуку, а мониторы - за 5 тысяч.

Неудивительно, что когда мы пытались выяснить конкретные примеры госзакупок в министерствах, то нам всячески отказывали в этом, словно речь шла о секретах государственной важности.

Комсомольская правда
http://flb.ru/info/37166.html

17.05.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.