?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Кондопога - "межкультурный" конфликт


Стоит попробовать рассмотреть карельские события "без злобы к кому либо и с состраданием ко всем", поскольку злобы мы наблюдаем предостаточно – как по отношению к "черным", с одной стороны, так по отношению к страшным русским расистам и ксенофобам. Одни полагают, что все чеченцы – это такие опасные прямоходящие хищники, от которых можно и нужно избавляться любыми средствами, и похваляют не только народный сход с требованиями к властям (вполне уместное и законное действие) но и последующие поджоги; другие видят в чеченцах жертв страшной русской ксенофобии.

Первая точка зрения преобладает в частных высказываниях; вторая – в СМИ, они обе подпитывают друг друга. "Толерантная" пропаганда, которая отвечает на реальную боль и реальную обеспокоенность людей только тем, что обвиняет их в шовинизме и ксенофобии, делает для пробуждения разрушительной ярости даже больше, чем пропаганда прямо расисткая.

Я не думаю, что язвы общества могут быть уврачеваны "толерантной" пропагандой – и уж тем более, расисткой. Я думаю, что исцеления нужна истина; и я полагаю, что истина по данному вопросу состоит в том, что хотя не существует "плохих" народов, существуют народы, в среде которых – на данном этапе их истории – есть плохие обычаи.

В некоторые исторические периоды в некоторых культурах (возможно, во всех, но мы уже забыли, когда это было с нами) существуют элементы, которые сильно затрудняют их сосуществование с другими. Два заметных исторических примера – викинги и, до определенного момента, шотландцы. Викинги, когда европейцам приходилось иметь с ними дело, были отнюдь не романтическими фигурами, истасканными по сьемочным площадкам и рок-сценам, а страшными бандитами – "И от жестокости норманнов избавь нас, Господи". Храбросердые же шотладцы на протяжении столетий были ужасом североанглийских поселян, и даже когда английские империалисты желали оставить свободолюбивый народ в покое, бо головной боли у них и на континенте хватало, а вот войск часто не хватало катастрофически, им это не удавалось – шотландские бандиты не собирались оставлять в покое Англию. За буйным набегом следовал карательный поход, зверства английской военщины, попытки поставить местную знать под контроль – до следующего буйного набега. Неудивительно, что между этими соседними народами существовала острая неприязнь. Как в XVIII веке выразился один английский острослов, "даже шотландца можно сделать похожим на человека – если отловить его достаточно молодым".

Так продолжалось веками, пока шотландцев не замирили – боюсь, что не все методы, которые при этом применялись, одобрил бы лорд Джадд – и они стали выказывать легендарную свою воинственность уже на службе Британской Империи. Сейчас Шотладия – совершенно мирная, безопасная и цветущая часть Великобритании. При этом шотландцы не были вырезаны, не были депортированы куда-нибудь в колонии, они сохранили свою национальную идентичность, известные во всем мире шотландские фольклорные коллективы продолжают петь про шотландскую храбрость – но угрозы ни для соседей, ни для самих себя они больше не представляют.

Ектенья об избавлении от жестокости норманнов тоже больше не входит в чин мессы – и это внушает определенный оптимизм и в нашем случае.

Эти "набеговые культуры" со временем (и при некоторой помощи горячо заинтересованных соседей) утратили свою "набеговость" – но сам феномен таких культур есть историческая реальность. Эта реальность не означает, что скандинавы или шотландцы – бандиты от природы или вообще опасные прямоходящие хищники. Она означает, что существуют обычаи, представления и нормы поведения, которые народы должны оставлять в прошлом.

Я хотел бы избежать всякой неясности – я не считаю всех чеченцев бандитами, и кого мне в этой ситуации по-настоящему жалко, так это тех чеченцев, которые хотели бы просто жить и работать, никому не угрожая и не подвергаясь угрозам.

Однако в чеченской культуре есть элементы, поощряющие именно бандитов – и давайте признаем, что именно это создает – и будет создавать – жестокие проблемы и самим чеченцам, и их соседям.

Боюсь, что на даже фоне вообще непростых отношений между постсоветскими народами чеченцы стоят несколько особняком; даже в тех странах, где их принимают с горячим сочуствием – в Польше, в Бельгии – у них возникают серьезные проблемы в отношениях с местным населением и с законом. Я еще раз подчеркну, что полагаю чеченцев разными людьми – однако как у общности у них сложилась крайне плохая репутация.

Мы – ни чеченцы, ни все остальные – ничего не выиграем, и никак не поможем установлению мира, если будем игнорировать эту реальность.

Поэтому преодоление ксенофобии – а, отбросив околосказания, ненависти по отношению к чеченцам, требует ответственности обеих сторон. Толерантность не может быть односторонней; чеченцы должны принять на себя ответственность за исправление нравов в своей среде. Это не люди XXI века должны провалиться в эпоху викингов; это люди из эпохи викингов должны научиться жить в XXI веке.

Ясно, что среди русских есть расисты; но свести проблему к "ксенофобии большинства" – значит сделать ее нерешаемой. Тем более нерешаемой ее делают попытки лгать, чтобы вписаться в заданную схему "расисткое большинство притесняет кроткое меньшинство". Когда журналист Олег Кашин пишет, что "русское большинство наконец-то начало резать нерусское меньшинство" это просто диаметрально противоположно истине – резали как раз русских, причем не просто случайно убили в драке, намереваясь избить, ранить или запугать, а именно резали с намерением убить. Это не повод приходить в боевое исступление – исступленных и без того хватает – но давайте при решении реальных проблем исходить из реальных фактов. "Антирасисткое" вранье не менее вредоносно, чем расисткое, и, на самом деле, только укрепляет позиции тех самых воинствующих националистов, против которых его, вроде бы, направляют.

Безответственные призывы Егора Холмогорова, которые обличает Кашин, другая сторона проблемы. Но давайте не будем делать вид, что у проблемы есть только эта сторона. Это не принесет никакой пользы ни русским, ни чеченцам, ни нашей стране в целом.

Сострадание к чеченскому народу должно проявляться не в лжи, а в правде, правде, в которой чеченцы нуждаются. Если мы искренне желаем чеченцам мира и безопасности – а я желаю им именно этого – мы должны указать на то, что они никогда не обретут ни того, ни другого, пока некоторые обычаи, существующие в их среде, не изчезнут.

Давайте посмотрим правде в глаза: пока чеченцы будут вновь и вновь заявлять о себе организованной – и при этом насильственной и жестокой – преступностью, их соседи не будут слушать никаких проповедей толерантности. Я сейчас думаю не о том, кого обвинить; я думаю о том, как решить проблему.

Я всегда был – и буду – против любых форм коллективного обвинения и коллективного наказания. Когда жители Кондапоги требуют изгнания всех чеченцев без расмотрения их личных вин – это несправедливо. Но люди там пекутся не о справедливости; они пекутся о безопасности. Они видят в чеченцах смертельную угрозу, от которой хотят избавиться. И для того, чтобы люди перестали видеть в чеченцах угрозу, нужно не только внушать русским идею, что чеченцы – мирные, законопослушные граждане и хорошие соседи. Нужно, чтобы действительность убеждала их в том, что это правда.

Пока из чеченской среды будут исходить буйные набеги, ответные удары будут накрывать как самих разбойников, так и их соплеменников вообще; несправедливо, неизбирательно, да – но такова реальность. Единственный способ обезопасить чеченское сообщество – это с разбойниками и разбоем покончить.

Те, кто пытаются сводить проблему к русской (польской, бельгийской etc.) ксенофобии, игнорируя проблемы в поведении самих чеченцев, оказывают чеченцам медвежью услугу.

Это только отдаляет то время, когда чеченцы, вслед за скандинавами и шотландцами, уже не будут никем восприниматься как угроза.

я уже закончил этот текст, и думал, стоит ли его выкладывать, когда получил рассылку, показывающию пример того, что не может принести пользы:

Международная Хельсинская Федерация по Правам Человека (МХФ) и Московская Хельсинская Группа (МХГ) осуждают этнически мотивированные беспорядки, прошедшие на выходных в городе Кондопога, Республика Карелия Российской Федерации, и призывают к незамедлительным и эффективным мерам по привлечению к ответственности тех, кто инициировал и участвовал в насилии.

Как ясно из дальнейшего текста, насилие – это поджоги торговых точек, принадлежащих выходцам с Кавказа. Поджоги, конечно, оправдать нельзя – но в Кондопоге произошли и гораздо более жестокие акты насилия, нанесение увечий и убийства, причем на глазах у бездействующих сотрудников милиции. Почему-то они столь же гневной реакции не вызывают – и, боюсь, это обусловлено именно этническим происхождением жертв; если бы это русские у той же "Чайки" таким образом обошлись с чеченцами, можно не сомневаться, что реакция была бы другой.

Вообще-то такое разное отношение к разным этническим группам называется расовой дискриминацией; а люди, которые его практикуют – расистами. Антирусские расисты из "Ассоциации по обучению в области прав человека" в этическом плане не отличаются от антикавказских расистов, а вот в плане эффективности по части разжигания экстремистких настроений они их явно превосходят. Испускать крики ненависти в надежде, что их подхватят – не очень эффективно. Поорут и перестанут, я знал людей, которые поорав про "черных", потом устыжались и извинялись. А вот внушать людям, что теперь они у себя дома существа третьего сорта, и кровь их ничего не стоит, а вот над ними есть существа высшего порядка, по сравнению с которыми они весьма ничтожны и в глазах своего государства, и в глазах международной общественности, ратующей за права человека – это значит по-настоящему озлоблять граждан. Я верю в то, что настанет время, когда чеченский народ будет жить в процветании и мире со своими соседями и искренне желаю ему этого. Вот только для этого чеченцам – и всем искренним друзьям чеченцев – надо осознать проблемы в чеченском поведении.

Baznica
http://flb.ru/info/38332.html
Сергей Худиев
11.09.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.