?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Друг мой, зеркальце, скажи...

Вопросы о том, нужны ли России иностранные инвестиции, а точнее, чего в них больше - экономических благ или, наоборот, угроз российскому суверенитету, ставились и в начале 1990-х, и сейчас. Правда, по-разному. В 1990-е общий рефрен был такой: иностранные инвестиции крайне нужны, потому что своих средств не хватает. Сейчас в России и прежде всего у российского государства достаточно собственных финансовых ресурсов, поэтому подход к привлечению иностранных инвестиций отличается куда большей разборчивостью.


Что просить у золотой рыбки

Классический пример произошедших изменений - отношение к соглашениям о разделе продукции. Когда-то эти соглашения подавались как ключ к разработке труднодоступных месторождений углеводородного сырья. За который государство в лице и правительства, и Думы, не только принявшей закон о соглашениях о разделе продукции, но и одобрявшей каждое из этих соглашений, были готовы заплатить фактически индивидуальными для каждого проекта налоговыми режимами, естественно, более привлекательными для инвестора по сравнению с национальным. Теперь российское государство фактически готово взять несколько ходов назад. Оно считает, что переросло стадию, когда соглашения о разделе продукции были допустимы. Теперь оно не собирается выпускать из своих рук контроль за разработкой месторождений важнейших и самых прибыльных видов сырья.

Статистика подтверждает давно известное правило: инвестиции больше всего привлекает устойчивость и благополучие и отталкивают риски и неустойчивость. Поэтому о сегодняшних объемах привлечения иностранных инвестиций (6 октября министр финансов Алексей Кудрин и президент Владимир Путин оперировали данными о том, что за январь - сентябрь 2006 года объем привлеченных в Россию иностранных инвестиций составил $28 млрд, из которых $20,8 млрд прямые) в 1990-е, когда в них особенно нуждались, не могли и мечтать.

При этом сегодня иностранные инвестиции в России ограничивают не только фактическим объявлением нон-грата соглашений о разделе продукции, но и введением "национального контроля" в стратегической сфере российской экономики. Такую "национальную" задачу президент Путин поставил еще в прошлогоднем послании Федеральному собранию. С тех пор правительство работает над законом, определяющим границы стратегической сферы и, соответственно, вводящим ограничения для иностранного капитала и механизмы "национального контроля". Законопроект еще не готов, но с ограничениями, а по сути с фактическим замещением иностранных инвестиций государственными, осуществляемыми госкомпаниями, уже столкнулись нефтяные компании и Siemens, безуспешно претендовавший при поддержке министра экономического развития Германа Грефа на контроль над "Силовыми машинами".

Сегодня в Москве под председательством премьера Михаила Фрадкова пройдет заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям. По официальной информации, на заседании "планируется обсудить вопросы совершенствования государственного регулирования экономики, а также налоговой и таможенной политики, проблемы развития банковского сектора, финансовых рынков, развитие инновационной деятельности".

В действительности же если не на самом заседании, то в его кулуарах главной темой наверняка станет обсуждение "стратегических" сфер и режима привлечения в них иностранных инвестиций. И обсудить эту и другие темы будет с кем: помимо премьера и руководителей иностранных компаний, реализующих крупнейшие инвестиционные проекты в России, таких как BP, Shell, United Technologies, Siemens, Deutsche Bank и другие, в заседании совета ожидается участие Германа Грефа, Виктора Христенко, Юрия Трутнева, Игоря Левитина, Алексея Гордеева и Сергея Игнатьева.

Искусство автопортрета

В распоряжении "Газеты" есть документы, подготовленные к заседанию совета самими иностранными инвесторами. О докладе "Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России" мы писали 9 октября. Сегодня речь пойдет об исследовании "Россия как объект инвестиций". Оно построено на опросах среди иностранных инвесторов, которые по заказу российского МЭРТ и Консультативного совета по иностранным инвестициям провела The PBN Company. Участники опросов - 155 известных корпораций из Европы и США, из них 102 компании, уже работающие в России, а оставшиеся 53 оцениваются организаторами опросов как "потенциальные инвесторы". Важная специфика опрашиваемых, которую следует иметь в виду, оценивая результаты опросной деятельности: компании ориентированы прежде всего на производственную деятельность в России или же, как говорится в исследовании, "выборка включает в себя компании, ведущие активную коммерческую деятельность в России или инвестирующие в Россию" .

"Как объект инвестиций" Россия со страниц опросов предстает весьма привлекательной. Во всяком случае по "индексу инвестиционной привлекательности", рассчитанному консалтинговой компанией A.T. Kearney, она вошла в первую десятку. С другой стороны, опросы показывают, что нынешние цифры иностранных инвестиций не должны успокаивать: России по силам привлекать по $40-$50 млрд (в Китай в 2005 году притекло $60 млрд иностранных инвестиций).

Но главное в опросах - не глобальные цифры, а оценка конкретных ситуаций. Важно, что треть компаний, работающих в России, считает, что правительство заинтересовано в привлечении прямых иностранных инвестиций. Столько же придерживается противоположной точки зрения, а оставшиеся 40% думают, что российские власти готовы принять инвестиции, но только в определенные сферы и на определенных условиях.

Становится любопытным, что же тогда привлекает иностранных инвесторов в Россию, если российская власть, по их собственной оценке, держит по отношению к ним вооруженный нейтралитет. На этот вопрос отвечает таблица 1. При этом отмеченная выше производственная ориентация опрашиваемых оставляет в стороне, пожалуй, важнейший стимул инвестиций в российские ценные бумаги - постоянно крепнущий курс рубля.

Среди опросов есть и такой: оцените, правильно или неправильно развивается экономическая ситуация в России. 37% всех респондентов считают курс правильным, 19% решительно выступают против, 44% об этом вовсе не думают.

Пора поинтересоваться, что же мешает иностранным инвесторам в России. На этот вопрос отвечает таблица 2. Ответы, в том числе и применительно к таблице 2, сенсационностью не блещут. Что ж, это подтверждает известную истину о том, что ориентирующиеся на производство инвесторы - публика консервативная. И все же стоит отметить, что коррупция по уровню негатива уступает, как считают инвесторы, не только общему засилью бюрократии, но и - что уже можно считать мини-сенсацией - российской правоприменительной практике.

И все-таки главный тревожный сигнал, который иностранные инвесторы подают как самим себе, так и российским властям, содержит таблица 3. И прежде всего перечень негативных событий, произведших на инвесторов наибольшее впечатление за последний год, а среди них - "рост числа государственных холдингов в энергетической сфере" и "агрессивная бизнес-тактика некоторых российских компаний", под которой понимается прежде всего использование институтов государства в конкурентной борьбе. По сути это и есть новая экономическая политика. В этой связи непонятно, почему большинство инвесторов, как отмечено выше, считает проводимый экономический курс верным. Но на то и опросы, чтобы опрашивающие потренировались в мастерстве формулировки вопросов.

Какие иностранные инвестиции нужны России?

Оксана Дмитриева / депутат Госдумы, член партии "Развитие предпринимательства":

«О каких инвестициях может идти речь, если ежегодно $40 млрд уходит в стабилизационный фонд!? Это личные инициативы финансового блока правительства, ни Запад, ни МВФ, ни Всемирный банк им таких советов не давали и подобных условий не ставили! Надо деньги, которые Россия там маринует, пустить в экономику страны. Ведь использование средств фонда с точки зрения платежного баланса и денежной программы - это то же самое, что и иностранные инвестиции! Разница лишь в том, что это наши деньги, и мы за них ничего не должны, а полученную с их помощью прибыль не надо будет вывозить из страны. Да у нас и нет такого объема прямых иностранных инвестиций, а то, что называется «иностранные инвестиции», - это на 70% деньги из офшоров, как показывает платежный баланс. Мы вывозим в офшоры, и ввозим из офшоров! Если посмотреть ту структуру, откуда к нам деньги приходят (Люксембург, о. Мэн, Кипр, Виргинские острова), то получается, что это просто уход от налогов".

Евгений Ясин / научный руководитель Высшей школы экономики:

«Это должны быть не просто закупки оборудования. Нам нужны не деньги сами по себе (у нас свои есть), но люди, которые вместе с ними приходят, их умение и навыки! Что нам действительно нужно - так это модернизация, новые технологии, умение организовывать производство, то есть управленческий опыт, менеджмент и различного рода инновации. Все это имеется только на Западе, включая Японию и Южную Корею. И это можно привлекать только вместе с иностранными инвестициями, то есть предоставляя здесь иностранцам собственность. Отлаживать всю производственную систему или, как теперь говорят, бизнес-процесс - это совсем другое искусство и умение, и мы обладаем им далеко не всегда. Поэтому иностранные инвестиции с прямым участием иностранцев в управлении чрезвычайно важны для нас! Но через пять-семь лет ситуация может измениться, потому что в российских компаниях быстро вырастают наши бизнесмены, умеющие делать то же, что и иностранцы. Сейчас у нас есть возможность привлекать финансовые ресурсы в любом количестве. Россия обладает очень хорошим платежным балансом и является привлекательным рынком капитала. Но проблема нашей страны в том, что подавлена и активность бизнеса, а так же деловой и инвестиционный климат. Правда, сейчас наблюдается определенное оживление, и ситуация лучше, чем тогда, когда были разборки вокруг ЮКОСа. И тем не менее тонус для молодого пятнадцатилетнего российского бизнеса намного ниже того, который мог бы быть. И еще есть определенная тенденция, когда любая отрасль, обладающая высокой доходностью, может стать объектом притязания на ее стратегическое значение. Но в целом сейчас благоприятная ситуация для привлечения иностранных инвестиций. А то, что их за девять месяцев поступило $24 млрд - очень хороший показатель, и я надеюсь, что за год будут все $30 млрд! Это очень сильный результат, такие суммы могут действительно привести к крупным технологическим сдвигам в экономике! В то время, когда я работал в правительстве, нашими масштабами были $2-2,5 млрд в год".

Сергей Глазьев / депутат Госдумы, член-корреспондент РАН:

«Они теряют смысл из-за проводимой нынешней властью денежной политики. Потому что в той же мере, в какой иностранные инвесторы приходят в Россию, государство вывозит капитал за рубеж. Эта безумная логика политики вульгарного монетаризма, которую исповедует Алексей Кудрин, объясняется тем, что, как ему кажется, у нас избыток денег. Поэтому государство из собственных доходов для предотвращения инфляции вывозит ежегодно до $100 млрд! Так что чем больше иностранных инвесторов приходит к нам в страну, тем больше денег правительство и Центральный банк выталкивают из экономики за рубеж. И в этой порочной логике вульгарного монетаризма наша макроэкономическая политика крутится уже в течение пяти лет! До тех пор, пока над монетаристскими догмами не возобладают разум и здравый смысл, иностранные инвестиции будут оказываться лишними для страны. Хотя объективная потребность в них, конечно, есть, и особенно - в прямых".

Материал опубликован в "Газете" №188 от 16.10.2006г.

Газета
http://flb.ru/info/38716.html
НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ, АЛЕКСАНДР САРГИН
16.10.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.