?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

"Можно выгнать мигрантов из-за прилавков, но займут ли их место россияне?"

Директор одного из подмосковных рынков Вячеслав Савельев: Можно выгнать мигрантов из-за прилавков, но займут ли их место россияне?
Корреспонденты «КП» выяснили, что будет, если выгнать иностранцев из торговых рядов, и что сделать для того, чтобы продукты подешевели


После заявления Владимира Путина о беспределе на торговых рынках и требования навести порядок «Комсомолка» попробовала выяснить, что произойдет, когда чрезмерно усердные чиновники примутся воплощать в жизнь указания президента. Чтобы узнать, как смотрят на все происходящее на местах, корреспонденты «КП» встретились с директором одного из подмосковных рынков Вячеславом САВЕЛЬЕВЫМ.

Он заведует вполне типичным для нашей страны рынком: торговые ряды на улице, несколько специализированных павильонов. Здесь можно купить и мясо, и овощи-фрукты, и одежду. Явно приезжих торговцев здесь, как и на любом другом рынке, достаточно. Но Вячеслав Михайлович считает, что изменить такое положение вещей непросто. Да и стоит ли?

Перекупщики и фермеры

- Если власти хотят решить проблему рынков, начинать надо вовсе не с наших южных соседей, - уверен Савельев. - Обычно именно их обвиняют в том, что продукты на рынках стоят в два раза дороже, чем на поле у фермера. Мол, приезжают азербайджанцы на колхозные поля, скупают по дешевке картошку, капусту, морковь, потом везут все это добро сюда и продают, заколачивая сумасшедшие прибыли. Эта картина все-таки сильно преувеличена. Во-первых, перекупкой занимаются не только южане, но и русские. Во-вторых, прибыль такого перекупщика вовсе не столь фантастична, как можно себе представить. Ведь часть товара пропадает во время хранения и перевозки, постоянно приходится отстегивать гаишникам, санитарным службам, платить арендную плату за торговое место, зарплату продавцам, водителям, грузчикам... Я не оправдываю эту систему, но она существует, и, пока за ее регулировку не возьмется государство, ничего не изменится. Выгоним азербайджанцев - на их место тут же придет кто-то другой.

- Но государство, кажется, как раз и взялось. Начальникам рынков предлагают очистить половину торговых мест от мигрантов, дать возможность встать за прилавки самим производителям...

- А власть спросила, нужны они им, эти места? Они думают: сейчас мы разгоним «брюнетов», и тут же за прилавками окажутся рыжебородые мужички и пышногрудые бабы-селянки? Прежде чем принимать такие решения, не мешало бы элементарно посоветоваться с людьми, которые работают на местах: с самими производителями, с хозяевами рынков, складов. По своему опыту я знаю: далеко не каждый фермер поедет продавать свою продукцию сам. У кого-то на это нет времени, у кого-то - техники. Если урожай большой, его надо где-то хранить, нанимать продавцов, словом, проблем масса! И решать их вот таким способом просто бесполезно. Ничего хорошего самому производителю это не даст.

Цены может снизить только государство

- Так что, по-вашему, можно сделать, чтобы изменить эту картину?

- Решение этой проблемы придумано уже очень давно, еще во времена царской России. Это система, которая в свое время называлась «Роспотребкооперация». Более ста лет, между прочим, просуществовала, а в 90-е годы была почему-то забыта.

Смысл ее в том, что в первую очередь важно обеспечить людей так называемыми стратегическими продуктами: картошкой, морковью, капустой, луком. И заниматься этим должны не перекупщики, как это происходит сегодня, а государство.

Во-первых, можно было бы установить закупочные цены. Фермерам и другим производителям это было бы только выгодно, потому что продукцию у них покупали бы в любом случае дороже, чем сейчас. Дальше - закупить урожай у всех желающих. Думаю, таких было бы подавляющее большинство: кому охота возиться с перекупщиками-частниками, если есть нормальная система? Затем доставить его в хранилища. Понятно, для крупной структуры все эти действия будут гораздо менее затратными, чем для мелких частников. Ведь привезти в город фуру моркови гораздо дороже, чем сразу вагон, а то и железнодорожный состав. Транспортные расходы, которые составляют значительную часть от цены товара, сократились бы в несколько раз! Да и никакой взяточник-гаишник на пути не встанет.

- Ну хорошо, привезли мы в Москву урожай, сложили на складе, а продавать его кто будет?

- Та же самая структура. Она может открыть по нескольку магазинов на каждом рынке, тут никакой проблемы не возникнет, все это уже было успешно опробовано в прошлом. Мне как владельцу рынка проще работать с клиентом, который заключает долгосрочный договор на аренду площади. Со своего крупного склада эта фирма будет развозить продукты по разным точкам на своем же транспорте и сбывать населению руками своих же продавцов. И если это будет официальная, государственная структура, то уже не важно, кто они по национальности. В любом случае это будут легальные продавцы.

При этом цены будут гораздо ниже, чем сейчас, потому что сам процесс доставки продуктов от сельской грядки до авоськи горожанина упростится в несколько раз и потеряет много ненужных звеньев, а значит, и затрат.

- То есть вы предлагаете государству вмешаться в рынок? А как же тогда здоровая конкуренция?

- Ну никто же не говорит о том, что только государство будет этим заниматься. Ради бога, пусть те же перекупщики попробуют предложить и производителям, и покупателям более выгодные условия. Не надо никого заставлять, пусть это будет естественный коммерческий процесс. В конце концов такими методами действует любая крупная компания - хоть государственная, хоть нет. Если кто-то из бизнесменов решится попробовать создать подобную «Роспотребкооперации» структуру, не надо ему мешать, от этого выиграют все: производитель продаст дороже, люди купят дешевле, а государство получит свою прибыль в виде налогов.

Кроме того, было бы неплохо вернуть популярные когда-то сезонные ярмарки. С сентября по ноябрь оборудовать специальные рынки для торговли прямо с машин. Потому что на обычный рынок производитель не поедет: машину поставить некуда, разве что на платную стоянку. Но на прилавок продукты таскать неудобно, да и парковка платная - 30 - 50 рублей в час.

Почему русские не хотят стоять у прилавка

- Ну хорошо, с этим мы разобрались. Но почему все-таки огромное количество продавцов на рынках мало того, что приезжие, так еще и нелегалы?

- У меня об этом часто спрашивают. Многие возмущаются, мол, «понаехали»! А все очень просто. Мало кто из российских граждан, а особенно в Москве и Подмосковье, захочет работать за 9 - 12 тысяч рублей в месяц по 12 часов в сутки без выходных. День типичного «кавказского» владельца торговой точки начинается в 4 утра. Ему надо съездить на оптовый рынок, которых вокруг МКАД огромное количество. Там он закупает столько продуктов, сколько сможет продать за день, - хранить-то их негде. В 8 утра он и несколько нанятых им продавцов начинают торговлю. В 8 вечера - спать. И так каждый день. Когда я все это объясняю, «коренное население» меняется в лице и говорит, что лучше пойдет бутылки собирать.

Мы сделали на рынке несколько торговых мест для льготников - вообще не берем с них арендной платы. Но бабушки и дедушки со своими пучками редиски и зелени там стоять не хотят. Почему? Не центральные ряды! Но ведь за центральные ряды люди платят, причем вперед, куда я их дену, выброшу с рынка?

У меня здесь работают 183 предпринимателя, из них иногородних - около 30. Есть здесь азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, но все они с российскими паспортами. Иначе получить разрешение на предпринимательскую деятельность нельзя. С продавцами сложнее. Нелегалы есть. И никуда мы от этого не денемся. На то, чтобы получить разрешение на работу в России, один из работников нашего рынка угробил шесть месяцев (это при том, что разрешение выдается на год!) и порядка восьми тысяч рублей. И кому это надо?

- Так, может, и хорошо, что не надо? Может, правда, стоит их всех депортировать?

- В России, по официальным подсчетам, сейчас нелегально находятся 10 - 12 миллионов мигрантов. Чтобы всех их депортировать, надо потратить около пяти миллиардов долларов. И где гарантия, что увезенный на родину нелегал не появится на том же самом рынке через пару дней?

Если все же допустить, что всех приезжих мы так или иначе с рынков уберем, то куда они денутся? Им же хочется есть! Где гарантия, что они не выйдут на улицу? Не пойдут воровать, грабить? Тут же начнут просить убежища, у нас появятся тысячи «беженцев» - из Абхазии (у них, между прочим, у всех российское гражданство), из Приднестровья, из Карабаха.

А во-вторых, я уже говорил, найти легального продавца очень сложно. Например, предприниматель решит заняться рыночным бизнесом. Купит товар, арендует точку на рынке и займется поиском продавцов. Допустим, это очень честный человек, и о нелегалах он и слышать ничего не хочет. Повесил объявление: «Требуется продавец со всеми документами». Ждет. А никто не идет. Товар тем временем пропадает, аренду платить надо. И подходят тогда к такому предпринимателю дагестанцы, азербайджанцы, еще кто-то. Они за такие деньги и в таких условиях работать согласны. А регистрации у них нет. Но в этом месте наш честный предприниматель свои принципы уже пересмотрел, ибо ему и долги отдавать надо, и товар продать. Поэтому около 40 процентов продавцов - иностранцы-нелегалы.

- И как вы предлагаете справляться с наплывом нелегальных мигрантов?

- Давайте разберемся, какую угрозу представляют мигранты-нелегалы. Во-первых, угрозу здоровью покупателей: то есть заразить кого-нибудь. Во-вторых, криминальный вариант: нелегал может уйти в преступную деятельность. В-третьих, он не платит налогов. Но со всем этим можно справиться. Нужно упростить процесс легализации приезжих. Например, регистрировать в милиции, выдавать какой-то документ на право торговли на определенном рынке, то есть привязывать человека к месту. После этого направить на обследование, выдать медкнижку. Обязать платить вмененный налог, скажем, по тысяче рублей в месяц с человека. Я вас уверяю, они были бы только рады. Будьте уверены, человек, который приехал сюда трудиться, этот путь пройдет с радостью. А жулик даже и близко к милиции не сунется.

А сейчас ситуация, конечно, нелепая. Когда приезжает милиция с рейдом, прячутся все, даже те, у кого все бумаги в порядке. Потому что они сначала в отделение увезут, а уж потом разбираться будут. Кому же захочется бросать свой товар без присмотра?


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Государство должно объединиться с бизнесом

Надежда ГЕРАЩЕНКО, эксперт РБК, руководитель проекта «Потребительский рынок»:

- Вариант, когда государство контролирует цены, как правило, не приводит ни к чему хорошему. В советское время были потребкооперативы, и тогда этот эксперимент, по сути, провалился. Эффективнее всего, когда государство помогает бизнесу: продвигает эффективных продавцов, делает все для снижения числа посредников, помогает настроить связи между регионами. Это трудоемкий процесс, требующий времени. Сейчас что-то подобное пытаются сделать московские власти, создают оптовые торговые центры и настраивают прямые связи с поставщиками в регионах. Но результаты этих действий не моментальные, пройдет еще какое-то время, прежде чем на рынках будет наведен порядок.

Дорогие читатели! А что вы думаете по этому поводу? Сможет ли государство сделать цены на продукты ниже, сохранив при этом их качество? Звоните по телефону (495) 789-43-30 или пишите по электронной почте: valera@kp.ru

Комсомольская правда
http://flb.ru/info/38956.html
Антон ЮЛАЕВ
03.11.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.