Мусорный ветер “Ростехнологий”
FLB: Люксембургские инвесторы демонстрируют «государственный подход к мусору» в России
«Новость о том, как некая управляющая компания «РТ-Инвест», приобрела компанию «Предприятие ЖКХ», занимающуюся сбором и переработкой бытового мусора в Казани, недавно привлекла внимание ведущих российских деловых СМИ, но и получила любопытную трактовку. Журналисты писали, что данная сделка – не только начало скупки активов в сфере переработки мусора госкорпорацией «Ростех», но и знаменует собой процесс по возвращению предприятий ЖКХ в госсектор. Вероятно, никакой национализации отечественного мусора Сергей Чемезов и не планирует, а речь идет об использовании лоббистского ресурса госкорпорации в интересах анонимных частных инвесторов, собравшихся в закрытом инвестиционном фонде под юрисдикцией Люксембурга, - пишет ИА Stringer.
При более внимательном рассмотрении, оказывается, что объявленная сделка по приобретению за 40 миллионов долларов компанией «РТ-Инвест» оператора по вывозу и переработке отходов ООО «Предприятие ЖКХ», занимающего второе место на рынке мусоропереработки Приволжского федерального округа (90% рынка утилизации бытовых отходов и 85% — по вывозу в Казани), имеет весьма отдаленное отношение к высокотехнологичной госкорпорации, полагает издание.
Частная управляющая компания (УК) OOO «РТ-Инвест», только на 25,01% принадлежит «Ростеху», остальными 74,99% через ООО «Царицын капитал» владеют гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов и бизнесмен, депутат Думы Нижнего Новгорода Вадим Агафонов, который приходится первому тестем. Создана эта УК относительно недавно (лицензия ФСФР от 08.12. 2012 г.) и управляет закрытым ПИФом «РТ-Инвест Глобальный Технологический I», который является российским подразделением некого глобального инвестиционного фонда с юрисдикцией европейского государства Люксембург, - полагает автор материала в Stringer’е Петр Иваненко. - Как следует из опубликованного 15 мая агентством Bloomberg пресс-релиза, УК «РТ-Инвест» (а точнее, связанные с ней инвестфонды) распоряжается $400 млн, но в ближайшие два года планирует привлечь не менее $1 млрд.
Судя по финансовым документам, как полагает издание, основной объем этих средств должна содержать именно люксембургская часть фонда. Собственный капитал УК «РТ-Инвест» согласно данным бухгалтерского баланса на 31 марта 2013 года составляет всего 163 000 000 рублей (чуть более $5 млн.), объем средств, вложенный на 30 апреля 2013 года в ценные бумаги, котирующиеся на российских биржах (паи российского фонда ЗПИФ «РТ-Инвест Глобальный Технологический I») – около 91 000 000 рублей. Об инвесторах генеральный директор и основной владелец «РТ-Инвест» господин Шипелов предпочитает не распространяться, тем не менее, назвал одного пайщика — ОАО «Новикомбанк», но не уточнил размер его вложений. Это аффилированый с «Ростехом» коммерческий банк, через который проходят основные финансовые потоки госкорпорации. («Ростех» — крупнейший акционер, 17,61%, остальные три оффшора), - считает издание.
По версии, озвученной в российских СМИ, упоминание госкорпорации в связи с этой сделкой, далеко не самой крупной и значимой в российской экономике, неслучайно. Якобы, в планах Сергея Чемезова - создание в России одного из крупнейших в Европе операторов, занимающихся сбором и утилизацией бытового мусора, - предполагает автор публикации в Stringer’е. - Всего госкорпорация оценивает рынок переработки отходов в перспективе в 50 млрд руб. в год, а Чемезов рассчитывает, что к концу 2013 г. «Ростех» будет обслуживать всего 5% населения России. Какова цель этого шага – господин Чемезова не пояснил.
Принято считать, что деятельность госкопрораций, прежде всего, должна отвечать интересам государства, то есть Российской Федерации. Но тогда почему небольшая частная компания «РТ-Инвест», в которой «Ростех» выступает миноритарным акционером, преподносится в СМИ чуть ли не в качестве проводника государственной политики в целой отрасли экономики? Почему отечественный мусор настолько заинтересовал анонимных инвесторов из Люксембурга, что они без раздумий вложили в инвестиционный фонд сотни миллионов долларов, хотя даже для большинства граждан нашей страны сфера российского ЖКХ, вещь малопонятная, полная ужасных сюрпризов и загадок? – задается вопросами автор издания Петр Иваненко.
Как депутаты Госдумы превращают отходы в деньги
Но, у каждого - свои недостатки. В некоторых странах Европы сбор мусора – традиционный бизнес мафии, например, в Южной Италии этот рынок услуг полностью монополизирован и криминализирован, принадлежащие членам «Коза Ностры» или «Ндрагетты» мусорные компании периодически повышают муниципалитетам цены на свои услуги, а заменить их никто не может – боятся физической расправы.
В России все совсем по-другому. Во-первых, нет итальянской мафии, во-вторых, если переработка мусора развита у нас слабо, то вывоз и сбор мусора высококонкурентный сегмент с большим количеством мелких игроков, и как следствие, не слишком доходный. В пределах отдельного города, предварительно монополизировав рынок, можно повысить прибыль, добиться такой монополии в пределах страны - сегодня почти невозможно. Но если с помощью федеральных законов изменить правила игры на рынке в пользу конкретных игроков, тогда заниматься мусором может быть интересно даже крупным компаниям федерального масштаба, - полагает издание.
Интересно, исчезнет ли мусор с обочин дорог, парков, городских окраин, бесконтрольно и хаотично образующих гигантские свалки? С трудом верится, что мусорный гигант откажется от сверхприбыли за сверхидею здоровья нации.
В настоящее время в Госдуме РФ готовится закон о переработке и утилизации отходов - он обяжет производителей и импортеров товаров либо перерабатывать их, либо платить утилизационный сбор; население будет платить только за вывоз мусора, платы за переработку не будет. У производителей и импортеров будет выбор – взять на себя обязательство утилизировать отходы от своей продукции или платить взнос в специальный фонд. Объем взносов будет определять государство, а данные средства будут распределены между рыночными игроками, работающими на рынке переработки мусора.
Идея такого закона возникла, когда стала известна конкретная дата выступления России в ВТО, а вместе с этим появилась возможность делать бизнес на утилизационном сборе и переработке мусора. «В светлой голове вице-премьера Аркадия Дворковича родилась идея некого фонда, куда направлялись бы отчисления на утилизацию мусора. В 2011 году президентом был еще Дмитрий Медведев, поэтому «мусорный» закон в Думе продвигали группа депутатов, связанных дружбой с одним дагестанским миллиардером. Весной 2012 году, когда президент в Кремле сменился, лоббистский потенциал Сергея Чемезова перевесил потенциал группы Дворковича, как следствие, теперь продвижением законопроекта в Думе занимаются депутаты-члены опекаемого «Ростехом» «Союза Машиностроителей»», - полагает автор публикации в ИА Stringer.
«Фактически, Чемезов вместе со своим заместителем Игорем Заявьяловым приватизировал идею Дворковича, от фонда отказываться никто не собирается, только вместо государства (в этой редакции законопроект в декабре 2012 года и был внесен в Думу), по мнению главы «Ростеха», фонд должен управляться объединением саморегулируемых организаций, а по существу, наполовину коммерческой организацией, - думает автор материала. - Закон, который определит статус этого фонда, в пользу которого будут поступать утилизационные платежи, пока в Думе не принят. Но очевидный факт, что теперь за лоббистским ресурсом надо идти уже не к Аркадию Дворковичу, а к Сергею Чемезову и Игорю Завьялову в «Ростех», российские бизнесмены уже поняли».
В качестве ответного жеста руководители «Ростеха», кроме грядущих изменений в федеральном законодательстве, построили безопасную схему по управлению, в которой учтены интересы не только крупных игроков, представленных на мусорном рынке, но и серьезных анонимных частных инвесторов. Пользоваться преимуществами своего положения тоже надо уметь, особенно, учитывая пристальный интерес оппозиции к бизнесу чиновников, депутатов, отмечает издание.
Неизбежное изменение правил игры после принятия этого закона гарантирует прекрасный бизнес, пусть и не с запредельными доходами, но крайне привлекательный своей стабильностью. По информации из ГосДумы, продвижению данного законопроекта подключено рекордное количество «тяжеловесных» лоббистов. Достаточно сказать, что к мусорной теме кроме Чемезова подтянулся другой экс-сослуживец Владимира Путина, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, точнее его 27-летний сын Александр, собравшийся строить мусороперерабатывающий завод в Санкт-Петербурге за 200 млн. евро на условиях частно-государственного партнерства, - полагает Петр Иваненко.
Скорее всего, обороты и капитализация мусорных компаний вырастут с 2014 года не только за счет отчислений из фонда, но и резкого увеличения тарифов по вывозу ТБО, содержанию контейнерных площадок и новой строчки в счетах-фактурах, например "за раздельный сбор отходов".
«РТ-Инвест»: Из квартиры в небоскреб
ООО «РТ-Инвест» совсем не так прост, как кажется на первый взгляд. Уже упомянутый выше гендиректор этой фирмы Андрей Шипелов ранее занимал должность директора по развитию ОАО «Российская венчурная компания» – крупнейшего российского государственного венчурного «фонда фондов» (активы – более 60 млрд. рублей). Тогда его начальником, не много ни мало, был председатель совета директоров РВК, министр экономического развития Герман Греф. После ухода обоих персонажей гарант экономической безопасности фонда был утерян – тут же нагрянули с проверками Счетная Палата и Прокуратура, - предполагает журналист.
Предшественником «РТ-Инвест» была некая компания, ООО «БизнесФинанс», зарегистрированная в 2011 году в обычном жилом московском доме по адресу ул. Зорге 18. к.1, мирно соседствуя с мастерской цветов и подарков «Гузмания» и Региональной общественной организацией «Центр любителей животных «Лидер и Престиж».
“Эта скромная фирма не вела хозяйственной деятельности до тех пор, пока Сергей Чемезов и Игорь Завьялов не позаимствовали у Аркадия Дворковича идею с утилизационным сбором, - полагает издание. - На лицо – факт приобретения проектной компании для реализации столь масштабных «государственных» идей. Уже в апреле 2012 года на ее основе возникла компания «РТ-Инвест» с тем же ИНН (как можно понять из регистрационных документов). Приставка «РТ» - знак принадлежности к империи Чемезова, превратила «золушку» в принцессу: «РТ-Инвест» переехала из офиса в жилом доме в высотное престижное офисное здание Москва-Сити, высотку на Пресненской набережной д.10, обросла штатом молодых профессионалов, которые за 1000 долларов и трубку телефона не возьмут. Например, один из директоров «РТ-Инвест» - Антон Сторчак, сын замминистра финансов Сергея Сторчака, ближайшего соратника экс-министра финансов Алексея Кудрина. Чем может быть полезен Сторчак-младший для «РТ-Инвеста» – можно только догадываться», - недоумевает автор публикации.
В декабре 2012 года «РТ-Инвест» получила бессрочную лицензию от ФСФР на доверительное управление активами, а летом 2013 года поглотила нижегородское предприятие по вывозу мусора СК «АГЖО» (аббревиатура из фамилий Вадима Агафонова и Олега Жохова) и приобрела казанское «Предприятие ЖКХ». Давних деловых партнеров, Агафонова и Шипелова объединяет еще несколько профильных для фонда бизнесов, которые контролирует ООО «Царицын капитал». В их числе волгоградские компании «Фармдизайн» (49%), «Телемедик» (75%) и «Волгоградэнергосервис» (75%).
«Кажется фантастикой, что в Европе сразу нашлись частные инвесторы готовые доверить фонду под управлением бизнесменов, сумевшим объединить пару компаний по вывозу мусора Нижнем Новгороде и Волгограде, сначала - 400 млн. долл, а в перспективе, еще 600 млн. до конца 2014 года. Возможно, дело в доходности в 25 - 30% процентов, обещанной инвесторам фонда «РТ-Инвест Глобальный Технологический I» с люксембургской юрисдикцией. Как бы там ни было, реальность превзошла самые смелые ожидания», - полагает Петр Иваненко в материале ИА Stringer.
Почему выбран Люксембург? Хотя это государство уже не относится к оффшорам, в Люксембурге сохраняется привлекательная схема налогообложения для специализированных инвестиционных фондов, так называемых SIF. Подобные фонды, основанные в Люксембурге, освобождены от уплаты налога на прибыль, не подпадают под действие директивы ЕС о процентных ставках. Уплате подлежит однократный налог на капитал в размере 1 250 евро при регистрации и налог с подписки составляет 0,01% в год, исходя из общей чистой стоимости имущества.
«Повышенное внимание к небольшой фирме «РТ-Инвест», использующей бренд «Ростеха», кому-то может показаться необычным, но это политическая и экономическая реальность современной России. «Вся эта мусорно-инвестиционная история ценой около 1 миллиарда долларов далека от завершения, но ее промежуточные итоги подвести нетрудно, - думает журналист. - С каждым годом, появляются все новые фирмы, которым приписывают принадлежность к «Ростеху», при этом, они все дальше отходят от заявленных целей создания и существования госкорпорации. Корпорация Сергея Чемезова, все меньше связывается с военно-промышленным комплексом и высокими технологиями, зато теперь приставка «РТ» есть у фармацевтических, энергетических, инвестиционных и цементных компаний. Переработка мусора не повредит, особенно учитывая обещанную доходность».
История возникновения «РТ-Инвест» очень напоминает оригинальный проект Госдепа США на рынке прямых инвестиций. Так, крупнейшая инвестиционная компания Carlyle Group, которая сегодня управляет многомиллиардными активами и обслуживает тысячи частных инвесторов по всему миру, создавалась в 1987 году столь же скромно - как «частная» компания. И размещала она свои фонды там же – в Люксембурге, что не требовало раскрытия как состава акционеров, так и объема их инвестиций. Только через двадцать с лишним лет общественность узнала, что в разные времена в Carlyle трудились будущий президент США Джордж Буш-младший, замдиректора ЦРУ и министр обороны Франк Карлуччи, госсекретарь Джеймс Бейкер, премьер-министр Великобритании Джон Мейджор и множество других не менее одиозных политических персоналий. И надо сказать, компания испытывала большую страсть к мусорным активам: в 2007 году компания поглотила одного из крупнейших операторов по управлению отходами британскую Shanks, заплатив за нее 536 млн. фунтов стерлингов. Кроме этого, Carlyle Group «с успехом» обслуживала и оборонные контракты. К слову. Многомиллионные заказы от оборонных ведомств Соединенных Штатов сыпались золотым дождем на только что поглощенные по всему миру активы. При этом, приближенная к правительству «частная» компания, видимо, успешно зарабатывала и для своих покровителей.
Интерес «РТ-Инвеста» к теме отходов напоминает и о другой истории, имевшей место на том же американском рынке в те же 80-е, когда спецслужбы впрямую «оседлали» национальную мусорную мафию. Укомплектованный штатом действующих сотрудников спецслужб, гигант мусорного бизнеса Waste Managment фактически дал старт федеральной зачистке одного из самых криминализированных сегментов внутреннего рынка США. Более того, «консолидировав» таким образом отрасль, компании не только удалось поставить рынок под контроль спецслужб, но еще и раскрутить свой бренд в самых лучших национальных традициях.
Случайны ли эти аналогии или Чемезов всерьез намерен воспользоваться успешным опытом коммерциализации административного ресурса, позаимствовав его у своих американских коллег? Время покажет», - полагает Петр Иваненко а материале ИА Stringer.
http://flb.ru
http://flb.ru/info/55157.html
Обзор FLB
28.06.2013
|