| Пир хищниковПо поручению депутатов Госдумы Счетная палата приступила к проверке фактовзлоупотреблений, допущенных должностными лицами Росрезерва - организации,осуществляющей хранение государственного неприкосновенного запаса - от продовольствия до нефтепродуктов и металлов
 
 
 Парламентская комиссия по борьбе с коррупцией выявила случаи массовыххищений материальных ценностей и в этом государственном заповеднике, чья
 деятельность скрыта от общественности за семью печатями. Факты оказались
 настолько вопиющи, что вместо привычного слова "воровство" напрашивается другой термин - "мародерство". В распоряжении редакции находится документ, направленный думской комиссией аудиторам СП. Приводим из него лишь отдельные
 факты.
 
 В 1993-1994 гг. из Баксанской нейтринной обсерватории (г. Троицк) были
 совершены три кражи металла галлия (аналог алюминия). Мировая цена одного
 килограмма галлия в 90-е годы колебалась в пределах 400 долл. за
 килограмм, а здесь пропали без малого 4 т. Куда же сплыл груз? Даже следствие вряд ли даст исчерпывающий ответ: вернуть удалось всего 311,5 кг. На этом
 злоключения редкого металла не заканчиваются. В марте 1997 года
 Минтопэнерго по поручению правительства продало 7 т галлия некоему АО "ОХМЗ Гиредмета", который до получателя почему-то так и не дошел вплоть до сегодняшнего дня.
 И вся правоохранительная система страны оказалась бессильной найти пропажу -
 остается предположить, что металл вопреки действующим законам физики
 дематериализовался. В случае умыкания галлия с "Волховского алюминиевого
 завода" в том же году (всего каких-то 524 кг) следствие уголовное дело
 вскоре прекратило.
 По причине "неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Таинственная личность тоже, по-видимому, скрылась
 от стражей закона в каком-нибудь из параллельных миров.
 
 Крупную аферу провернуло руководство "Ступинского металлургического комбината" (СМК). По липовым документам, проверить которые в Росрезерве не сочли нужным, в 1996 году было получено из государственных хранилищ 8 из имевшихся в наличии 18 тыс. т никеля и 4 тыс. т феррохрома якобы для выполнения крупных заказов оборонного значения. Если что-то и пошло на нужды армии, то только не отечественной. Более половины запасов никеля было продано напарникам за границу, после чего СМК объявил себя банкротом, оставив государство с носом. Причиненный ущерб оценивается в размере не менее 50 млн долларов.
 
 В 1999-2000 гг. представители КРУ Минфина совместно с Военной прокуратурой
 собирались ревизовать кладовые Росрезерва, но получили от ворот поворот.
 По приказу тогдашнего главы ведомства Игоря Юсуфова, сославшегося на
 "государственную тайну", контролерам дали возможность познакомиться только
 с банковскими документами, к проверкам материальных ценностей, находящихся в
 мобилизационном резерве, они допущены не были. Ну а документация была в
 предельно запутанном состоянии: значительная часть отчетности попросту
 отсутствовала, с остальной - полнейший хаос. Но даже и отдельные фрагменты
 выявили картину самую удручающую.
 
 Выяснилось, что "добрые" руководители Росрезерва "необоснованно производили
 100-процентную предварительную оплату, в то время как сама поставка
 материальных ценностей... производилась в течение последующего, неоправданно
 длительного периода времени". Да если бы производилась сполна! Так, в
 сентябре 1999 года ОАО "Сибирская нефтяная компания" перечислено 434 млн
 рублей, а нефтепродуктов поставлено (спустя год) всего на 200 млн рублей.
 Не
 утомляя читателя перечнем примеров беспроцентного кредитования
 коммерческих структур, скажем, что в одном только 1999 году сумма розданных Росрезервом авансов увеличилась в три раза, достигнув 4,4 млрд рублей.
 
 Однако благотворительность верхушки Росрезерва моментально куда-то
 исчезала, как только заходила речь о снабжении Вооруженных сил России. Минобороны сбывали продовольственные товары по цене "в 1,5-2,9 раза выше, нежели при реализации коммерческим структурам". К тому же нередки случаи поставок продовольствия с просроченными сроками хранения. По принципу: солдатские желудки луженые, все переварят.
 
 И, наконец, вскрыт еще один канал перекачки государственных средств на
 многомиллионные суммы в карманы дельцов. Думская комиссия по борьбе с
 коррупцией называет приведенные факты "хищением" и "недостачей". На деле
 все
 еще проще. Росрезерв щедрой рукой раздает в долг материальные ценности
 акционерным обществам, которые после этого благополучно банкротятся. В эту
 черную дыру улетают тонны никеля, бронзы, ферросплавов, чугуна, черных и
 цветных металлов, а также пшеницы, муки, гречки, ячменя. Все эти средства
 (сколько их?) для федерального бюджета безвозвратно потеряны. И истинной
 картины состояния государственных мобилизационных резервов, похоже, не
 знает
 никто. Случись что-нибудь непредвиденное, придется срочно обращаться к НЗ,
 а
 там - жалкие крохи.
 
 Выводы, сделанные думской комиссией, недвусмысленны:
 
 - "Руководством Росрезерва не были обеспечены надлежащий учет и контроль
 за
 сохранностью материальных ценностей".
 
 - "Руководство Росрезерва ответствененно за сложившееся в ведомстве
 неблагополучное положение, неэффективное использование государственных
 средств, воспрепятствование законной деятельности контрольно-ревизионных и
 правоохранительных органов и нанесение существенного материального ущерба
 Российской Федерации".
 
 Что ни фраза, то статья Уголовного кодекса. Вот только сложившаяся в нашем
 отечестве практика не дает оснований лучиться оптимизмом, полагая, что зло
 будет наказано и порядок восстановлен. Скорее восторжествует другой
 принцип:
 расследование закончено - забудьте.
 
 
 
 
Время Новостейhttp://flb.ru/info/5920.html
 
 28.02.2002
 
 |