Поиски денег КПСС: пессимистический конец
Первую публикацию о финансах КПСС мы озаглавили так: "Деньги партии: миллиарды обнаружены, но следствие, похоже, в тупике" ("Известия" № 34, 1992 год). И уже тогда обратили внимание, что вряд ли следственно-оперативная бригада Сергея Аристова и Владимира Дмитриева сумеет решить поставленные перед ней задачи. Почему?
Скамья подсудимых останется пустой
Во-первых: как разделить партийные и государственные деньги? Ведь с самого начала страна Советов и была задумана как "страна КПСС". А ее генеральные секретаря являлись одновременно руководителями государства, имевшими, естественно, право распоряжаться казенными средствами. В такой ситуации перекладывание денег из одного - государственного - в другой - партийный - карман выглядит правомерным. По крайней мере - формально. Даже контрабандное перемещение валюты за границу, освященное "высокими" распоряжениями, выглядит чуть ли не законно.
И на скамью подсудимых посадить КПСС нельзя - не принята у нас уголовная ответственность юридических лиц - предприятий, партий, общественных организаций.
Словом, старое законодательство, "отредактированное", кстати, в кабинетах ЦК КПСС, в разоблачении партии российским следователям вряд ля помогло. Это - из причин объективных. С другой стороны, бригада Аристова - Дмитриева с самого начала (и, похоже, до сих пор), действуя против прошлых партийных нравов, вынуждена работать в бюрократических условиях и по правилам игры, придуманным той же партией. Правилам хитроумным и достаточно коварным.
Это - из причин субъективных.
Был, правда, выход - дать особый статус следственной бригаде по делу о финансах партия. Законодательно принять для нее специальный регламент работы. Но дальше обсуждения такая идея не пошла. Следователей лишь торопили: ищите, потом разберемся!..
А искать было непросто, потому что прятать старались хитро.
"Доверенные лица" невидимой партийной экономики
Если не о крахе, то о предстоящих тяжких временах крупные аппаратчики думали заранее - еще в 1990 году, когда кончиной партии, как говорится, не пахло. "По предварительным оценкам (при изменении ситуации. - Авт.) подлежит конфискации 80-90 процентов собственности КПСС, - читаем мы в одном из аналитических партийных документов. - При принятии же соответствующих мер можно снизить конфискационный процент до 40-50".
"Там, где партийное руководство одновременно возглавляет исполком Советов народных депутатов, следует пойти на срочную регистрацию новых МП (малых предприятий. - Авт.), - читаем мы в одной из цековских аналитических записок,-финансирование которых обезличено провести за счет партийного бюджета... Гостиницы, дома отдыха, пансионаты сдать в аренду, а материальные интересы партии предусмотреть в закрытых (читай - секретных. - Авт.) соглашениях...)"
"Важно создать у различных людей (включая рядовых членов партии) и организаций, - предлагает зав. сектором гуманитарного отдела ЦК В. Куликов, - заинтересованность в сохранении партийного имущества; чем больше будет таких людей и организаций, тем сложнее ее (видимо, имущество. - Авт.) будет изъять... Одного пути нет, но главный из них - акционирование... Часть партийного имущества (прежде всего - сомнительного происхождения) необходимо продать, т. е. перевести в денежную форму..."
Скольких заинтересовала партия? - вряд ли кто скажет. Но мы не исключаем, что сотни подписывали такую бумагу, обнаруженную в архивах ЦК КПСС:
Личное обязательство перед КПСС. "Я, член КПСС с... года, партийный билет № ... настоящим подтверждаю сознательно и добровольно стать доверенным лицом партии и готов выполнять любое задание партии, не раскрывая своей принадлежности к институту доверенных лиц.
Обязуюсь хранить и бережно использовать в интересах партии доваренные мне финансовые и материальные средства, возврат которых гарантирую по первому ее требованию.
Все заработанные мной в результате экономической деятельности на фонды партии средства признаю ее собственностью, гарантирую их передачу в любое время и в любом месте.
Обязуюсь соблюдать строгую конфиденциальность доверенных мне сведений и выполнять поручения партии, передаваемые мне через уполномоченных на то лиц. "..." июля 1991 г.".
Где готовился проект подобной расписки - объяснять не надо. Тем более что в одной из аналитических записок, адресованных управленцами ЦК Н. Е. Кручине, приписано от руки: "Уваж. Ник. Ефим. Доверительно, в 1 экз., если делать, только с КГБ".
И закипела работа. На партийные деньги создаются "Главмосстройбанк", санкт-петербургский банк "Россия", алма-атинский "Компартбанк"... Со счетов КПСС миллионы переводятся в коммерческие структуры под незначительные проценты, а то и вовсе без процентов.
Совершенно секретными постановлениями ЦК создаются новые закрытые акционерные общества. Например, одно на них - в Москве, где 65 процентов акций принадлежит КПСС, а хранителями тех средств партия назначает первых секретарей МК и МГК Ю. Прокофьева и Б. Балашова. Как грибы вырастают бесконечные МП "Галактик", общество с ограниченной ответственностью "Джобрус", фирма "Холдинг ЛТД", совместные предприятия "Визит" и "Лингвест"...
Всех - не перечислишь. По некоторым оценкам, внутри СНГ активно работают от 600 до 1000 фирм и компаний, созданных на партийные деньги, от 300 до 500 - за рубежом. Целая страна подпольных миллиардов и миллионеров.
Теперь о том, как следствие пыталось вернуть спрятанные таким способом деньги.
Под следствием - финская компартия
Запросы о розыске "партийно-государственных" денег КПСС российские следователи направили в 12 стран. Итальянцы со свойственной южанам темпераментностью свое расследование начали бурно: приезжали в Москву, изучали документы, принимали у себя Генерального прокурора России. Потом - затихли. По крайней мере вопросы российских следователей о работе "фирм - друзей КПСС", банковских вкладах и других финансовых операциях с участием КПСС вот уже несколько месяцев остаются без ответа.
Напротив, финские криминалисты начали свое расследование степенно. Долго присматривались, изучали ситуацию, все проверяли и перепроверяли. Сегодня же, после объявления банкротства, финская компартия - под следствием. По ее финансовым нарушениям возбуждено уголовное дело, проведены обыски, изъяты бухгалтерские документы. А о ходе следствия финские юристы информируют своих российских коллег. Пришли новости и из Греции: и там начато следствие, должностных лиц ждет встреча с местной прокуратурой.
Другие - следственные органы США, Франции, Испании, Англии, Индии, Португалии, Австрии и Кипра - пока на запрос бригады Аристова-Дмитриева не отвечают. И ответят ли? Порядки там-свои. К тому же вряд пи заграничные коммерсанты и банкиры, общественные деятели и чиновники с радостью воспринимают запросы российских следователей.
Вот только одно из последних тому свидетельств, опубликованное в газете "Эшпрессу": "Португальские представители власти не обязаны давать объяснения русскому Генеральному прокурору. Бывший министр иностранных дел, эксперт по международному праву Андре Гонсалвеш Перейра считает, что между Россией и Португалией нет договора, обязывающего португальское правительство сотрудничать с Минюстом России. И даже если российский суд примет решение о возвращении каких-либо средств португальской компартии в Москву, это решение может быть принято к исполнению только после подтверждения кассационным судом Португалии".
Вот так! Получить назад доллары из Португалии (да практически всех других стран) шансов у Россия крайне мало.
Да что там заграничные официальные и полуофициальные лица... Свои, российские, и те не жалуют вниманием следственную бригаду Аристова - Дмитриева.
"Наша работа никому не нужна..."
Вот яркий пример. 14 миллионов партийно-государственных долларов наличными. Их нашли в одном из кабинетов ЦК КПСС. Принесли в следственную бригаду. Оттуда мешки с сотенными купюрами привезли в Госбанк. Сдали с трудом: долго не могли решить вопрос - за чей счет проводить проверку подлинности тех долларов? Требовали даже - со следователей (?!). В другом случае броига-де Аристова-Дмитриева предложили заплатить за перевод партийных денег из одного государственного банка в другой...
Такое впечатление, сокрушаются следователи, что, несмотря на Указ президента России, никто в возглавляемых им же правительственных структурах не заинтересован в полном раскрытии всех финансовых тайн КПСС и полном расчете партии с государством. По крайней пере наша работа, говорят они, никого. кроме журналистов, не интересует.
А ведь поначалу следствие шло активно. По крайней мере к концу 1991 года бригада Аристова-Дмитриева уже знала: где и у кого хранится большая часть партийных миллиардов. Крупные вклады в коммерческих банках были арестованы. За другими присматривали - иного следователи по действующему закону предпринять не могли.
И они стали ожидать решения властей...
В январе 1992 года правительство России издало постановление "О передаче денежных средств и другого имущества, ранее принадлежавшего КПСС и Коммунистической партии РСФСР".
Были открыты специальные внебюджетные счета в Центральном и местных банках России, куда надо было перечислить все партийные деньги, хранимые в коммерческих и иных кредитных учреждениях. Министерству экономики и финансов совместно с Госкомимуществом и Минюстом было поручено определить порядок изъятия партийных средств, помещенных в страховые, акционерные общества, совместные предприятия и иные учреждения и организации. А Министерству социальной защиты населения предлагалось распорядиться специальными внебюджетными счетами на оказание помощи детям-сиротам и инвалидам, детям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, многодетным и малообеспеченным семьям. За тем же министерством - контроль за использованием партийных денег и систематическое информирование общественности через средства массовой информации.
Через месяц - в феврале - из Минфина выходит бумага, где прокуратуре предлагалось разблокировать партийные счета и в тот же день по указанию Госкомимущества перечислить средства КПСС на специальный внебюджетный счет.
Следователи тут же сняли аресты с партийных вкладов и предложили переложить их на правительственный спецсчет. Перечислили (вернули государству) деньги - Госбанк, Уникумбанк, Финист-банк, Токобанк...
Но "должников" осталось немало. Оказалось: бумаге Минфина подчинились лишь некоторые банки. Госкомимущества особенно не торопился, по крайнем мере реальных мер по изъятию партийных денег не принял.
Поэтому, выждав время, банкиры сами пошли в атаку на следователей. Вот некоторые из их позиций в переписке со следственной бригадой.
Союзпрофбанк: с решением следственных органов не можем согласиться. Указанные средства выданы уже в качестве кредита. Расторжение договора в одностороннем порядке повлечет для банка убытки. Кроме того, для возврата средств, хранящихся на депозитном счете, нет правовых оснований. Согласно банковским правилам принудительное взыскание со счетов возможно лишь на основании решения арбитража или исполнительных листов, выданных судами.
Станкинбанк: считаем арест партийных вкладов незаконным, так как мы разместили их деньги до августовских событий 1991 г. соском на 2 года. Вернем - только правопреемникам.
Главмосстройбанк: перечислить средства УД ЦК КПСС не можем, дайте отсрочку.
Автобанк: согласны перечислить депозитные средства УД ЦК КПСС в доход государства. Однако осуществить перечисление не представляется возможным из-за отсутствия надлежащих правовых оснований. Считаем, что окончательное решение этого вопроса входит в компетенцию Верховного Совета РФ или судебных органов, в том числе Конституционного суда России.
А мы вашего валета- дамочкой по усам...
Тут трудно спорить с банкирами. Формально они правы: партийные деньги они получили законно, пустили их в рост - по банковским правилам. Да и в убыток себе нынче действовать не хотят. Все вроде бы с экономической точки зрения логично. Что же касается другой стороны дела (напомним: партийно-государственные деньги просят ведь вернуть детям-сиротам и инвалидам), то мораль - категория не материальная.
Понимали это и следователи. Поэтому с весны 1992 года начинают активно теребить правительственных чиновников: надо выполнять указы президента и свои собственные постановления. Надо наконец разработать порядок изъятия партийных средств.
Пишут, звонят.
Только до сих пор - впустую.
Лишь однажды ответил Госкомимущества, согласился в принципе с позицией следователей. Но - заметил: полномочия собственника имущества, ранее принадлежащего КПСС, более целесообразно возложить на Российский фонд федерального имущества. А тот фонд- молчит.
Молчат и Минфин с Минюстом.
Да и Министерству социальной защиты населения, видимо, не о чем информировать общественность через средства массовой информации. Молчит тоже.
Была, правда, надежда на Конституционный суд России, который мог бы расставить все точки над "i". Но - не получилось: вышло "многоточие", которое еще больше запутало положение дел с финансами КПСС.
Впрочем, цитируем постановление Конституционного суда: "споры о правоотношениях, вытекающих из права собственности на имущество, собственником которого не являлось государство и которое на момент издания указов фактически находилось во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, могут быть решены на общих основаниях в судебном порядке".
Иначе говоря, нас могут ожидать судебные тяжбы по сотням и сотням партийных исков! (Вспомним исторические решения XXIX съезда КПСС, с которых мы начали свой материал). Как знать, чем кончатся эти тяжбы? Кто нынче поручится, что некая "организация КПСС" вновь - но теперь уже законно, судебным путем - не сумеет обзавестись обкомовскими удобствами? Ведь закон у нас, увы, толкуют весьма часто по-своему. Точнее - с оглядкой только на политическую ситуацию за окном. А она, ситуация эта, вовсе не "августовская"...
А что же государство? Будет ли оно судиться с компартией? Будет ли предъявлять ей материальные претензии за растраченные коммунистами казенные средства?
Увы, и тут ответа нет...
Деньги - не пахнут. Они - множатся
От былого энтузиазма следователей к сегодняшнему дню не осталось ничего. Потому что я самой бригады Аристова - Дмитриева уже не существует. Из 11 следователей в группе - лишь четверо. Из 29 оперативников - один. Отозван из бригады подполковник Владимир Дмитриев... Сергей Аристов хотя и продолжает числиться ее руководителем, но ему уже поручен другой участок прокурорской деятельности. А само дело № 18/6220-91 в Генеральной прокуратуре, похоже, скоро вообще прекратят.
Между тем партийные деньги (под присмотром доверенных лиц КПСС) успешно крутятся и растут в банках и фирмах. Деньги эти, скорее всего, детям-сиротам и инвалидам, чернобыльцам и многодетным семьям уже никогда не достанутся. Время "Ч" - пришло.
"Ум, честь и совесть нашей эпохи" начинает реанимировать себя на потаенные миллиарды.
Известия
http://flb.ru/info/4910.html
01.04.1993
Горбачев
|