Рывок к патриаршему престолу
Весна — время тяжелое. Особенно для холериков.
В Русской церкви преобладают в основном люди степенные, флегматичные. И только нынешний глава Отдела внешних церковных связей, митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) невыгодно отличается своим темпераментом от коллег. Причем не только темпераментом.
Многих светских людей, в том числе российских государственных деятелей, раздражает в нем суетливость. Возникает ощущение, что в нем погиб настоящий пламенный революционер. Все ему хочется ускорить, перевернуть. Сейчас вроде бы можно расслабиться после Великого поста — как-никак Пасха. В это время люди прощают своих врагов или хотя бы на время забывают о их существовании. Не таков владыка Гундяев. Он суетливо торопит события. В мае должно произойти очередное заседание Священного синода. Вообще-то проходят они регулярно и порой весьма рутинно, как, к примеру, последнее, мартовское. Но в этот раз, как сообщают наши источники из ОВЦС, готовится нечто необычное.
27 мая исполняется 75 лет митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову). Сын священника, он полностью испытал на себе, что означает духовный путь в советские времена. И тем не менее сознательно в тяжелые послевоенные годы избрал этот нелегкий путь. Став епископом, постоянно находился под гнетом Совета по делам религий — его постоянно перебрасывали с места на место. Где он только не служил — в Иркутске, Воронеже, Ростове, Пскове. И везде оставлял по себе добрую память. Почти 10 лет осуществляет епископское служение в Санкт-Петербурге. Но Устав РПЦ предписывает каждому епископу, достигшему 75 лет, подавать прошение об увольнении в Священный синод. Не избежать этой процедуры и митрополиту Владимиру. Этим хочет воспользоваться митрополит Кирилл.
Петербург как магнитом тянет владыку Гундяева. И не только потому, что в этом городе он родился и вырос. Не только потому, что в этом городе он так и не смог закончить среднюю школу. Что, впрочем, не помешало ему поступить в Ленинградскую семинарию, которую он, кстати, также не закончил. Но и это не помешало ему поступить в Ленинградскую духовную академию, которая также осталась незаконченной. Владыку Гундяева тянет в Петербург прежде всего потому, что он стремится к патриаршему престолу. В том случае, если он станет митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, он автоматически входит в число постоянных членов Священного синода. Если это свершится, он проведет, как любит выражаться, “мягкую” кадровую революцию. Ректором Санкт-Петербургской академии станет епископ Зарайский Меркурий. Это один из верных сподвижников митрополита Кирилла. Кстати, их роднит и то, что владыка Меркурий до сих пор так и не закончил академию. Впрочем, это не может помешать, как считает владыка Гундяев, стать ее ректором.
Свой пост председателя ОВЦС, благодаря которому он является членом Священного синода, он передает еще одному верному сподвижнику — епископу Феофану (Ашуркову). “МК” неоднократно писал о подвигах сребролюбивого и любвеобильного владыки. За год он так умудрился разуделать семинарию, что местные остряки предлагают переименовать ее в ССГ — Ставропольскую Содом и Гоморру. На недавнем форуме народов Кавказа, который проходил в марте в Сочи, он удостоился восседать в президиуме. Хотя Сочи находится в составе Краснодарской епархии, которой вполне успешно управляет митрополит Исидор. В Русской церкви существуют достаточно жесткие правила — находясь в чужой епархии, епископ не вправе первенствовать на каких-либо встречах или заседаниях. Впрочем, митрополит Кирилл решил показать всем, в том числе и президенту России В.В.Путину, который участвовал в этом форуме, кто хозяин и кто диктует правила.
Если будущий председатель ОВЦС епископ Ставропольский, Владикавказский и Чеченский Феофан — личность, известная не только в церковных кругах, то владыка Меркурий известен не столь широко. Однофамилец министра обороны и нынешнего секретаря Совбеза, он в январе отметил 40-летие. Родом из Пскова, он прошел от иподиакона печально известного митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) до викарного епископа митрополита Кирилла в Калининграде. Здесь он прославился своими “голубыми” наклонностями, что не помешало ему получить назначение в США. Митрополит Кирилл умеет подбирать кадры — Меркурий сумел выбить на ремонт Свято-Николаевского храма в Нью-Йорке более 3 миллионов долларов. Столетний юбилей храма праздновали в 2003 году, хотя отстроен он был в 1902-м. Реставрировали его гастарбайтеры из СНГ — но из выделенных российским правительством средств сэкономить ничего не удалось. Более того, Меркурий сумел раскрутить новых русских в США еще на полмиллиона. На что пошли деньги — понять никто не может.
Сейчас владыка Меркурий готовится к переезду в Санкт-Петербург. Все, что было можно, он в США получил. Даже сумел получить (правда, только на два дня) чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, которая хранится у священника-латыша Сергия Гарклавса в Чикаго. В свою очередь, он ее получил от мученика архиепископа Иоанна (Поммера). А после Второй мировой войны сумел вывезти в США. Меркурий убедил старого священника, что Тихвинский монастырь в Санкт-Петербургской епархии практически восстановлен. Заполучив чудотворную икону, Меркурий тут же вывесил на сайте собора объявление — всего 100 баксов стоит молебен у чудотворной. Теперь ее готовятся вывезти в Россию, хотя Тихвинский монастырь еще стоит в руинах.
Чемоданы уже собраны — необходимо оставить достойного наместника. Паства вздохнула с облегчением — нынешний епископ обошелся пастве в 60 тысяч долларов в год. Для сравнения — его предшественник тратил на свое содержание 5 тысяч. Меркурий, мечтая о Санкт-Петербурге, выбрал нового благочинного — священника Георгия Конева. Тот в начале 90-х годов закончил Ленинградскую академию, женился на американке и с тех пор постоянно живет в США. Действительно ли он достоин столь ответственного места? Недавно в редакцию пришло письмо из далекого Душанбе, от Николая Михалева. Он поведал жуткую историю, в которой основное действующее лицо — будущий благочинный патриарших приходов в США.
В начале 90-х годов в Ленинградской духовной академии учились три друга. В том числе Георгий Конев и Сергей Михалев. За Георгием уже тогда тянулся шлейф скандальных похождений, из-за которых он был отчислен из Московской духовной школы. Накануне Великого поста, на Масленицу, Сергей и Георгий решили прогуляться по вечернему Петербургу. Где были и чем занимались — об этом знают только они. Но с той прогулки в общежитие вернулся только Георгий. Сергей надолго пропал. Что произошло между двумя друзьями, поведал нам брат ныне покойного Сергея — Николай. Оказывается, ребята немного выпили. Вспыхнула ссора, и Георгий, недолго думая, сбросил Сергея с моста. Тот со множественными переломами попал в больницу. Семинаристы только в июне узнали, что он лежит в больнице. Это были тяжелые времена — особенно для Сергея, выходца из далекого Душанбе. Помогал брат — с трудом собирал деньги для лечения Сергея. Почти два года он пролежал в больнице. Жизнь была сломана в буквальном смысле — невеста не дождалась его и вернулась в США. Учебу он закончить не смог. Пришлось вернуться в Душанбе. Там был рукоположен в сан диакона, а в 1995 году был убит таджикскими националистами.
Карьера Георгия Конева сложилась вполне успешно — он теперь на теплом месте, при епископе Меркурии. Но стоит задуматься о православной пастве. Сегодня в Нью-Йорке проживает миллион выходцев из России и стран СНГ. Для многих жизнь в США — тяжелое испытание. Они ищут поддержки и утешения. Для этого приходят в храм. И кого они там видят? Бога торговли Меркурия или проходимца Георгия Конева? Могут ли эти и подобные им пастыри, столь тщательно подбираемые митрополитом Кириллом (Гундяевым), нести нашим соотечественникам свет утешения и любви? Будет ли крепнуть русское православие на далеком американском континенте? Нетрудно предвидеть, какие горькие плоды даст “мягкая” кадровая революция владыки Гундяева.
Московский комсомолец
http://flb.ru/info/27446.html
20.04.2004
Алексий II
|