Я и президент
Законодательная инициатива о том, чтобы президент России принимал непосредственное участие в формировании руководства Счетной палаты, провалена. Совет Федерации отказался принимать соответствующие поправки. И это несмотря на то, что профильная комиссия СФ и бюджетный комитет рекомендовали верхней палате их одобрить. Тем самым все процедуры, необходимые для успешного прохождения законопроекта, были выдержаны. Однако в СФ возобладала политическая составляющая. Причиной для такого решения, по мнению экспертов, могла стать реакция регионов на последние громкие проверки СП.
Автором поправок в закон о Счетной палате, благополучно прошедших через Госдуму, выступил депутат Николай Гончар. В нижней палате парламента он сумел убедить коллег в том, что новый закон 'имеет прицел на будущее'. Однако в чем заключается этот прицел, пояснить до конца Гончар так и не смог. Тем не менее законопроект дошел до верхней палаты. Там и застрял.
В четверг на заседании верхней палаты комиссия СФ по взаимодействию со Счетной палатой рекомендовала сенаторам одобрить законопроект. Как сообщил ее председатель Валентин Чернявский, 'в закон вносятся дополнения, дающие право президенту представлять Госдуме кандидатуру на должность председателя СП, а Совфеду - кандидатуру на должность зампреда СП'. Кандидатуры президенту, из которых он должен сделать выбор, направляют депутатские объединения и комитеты, а в Совете Федерации - комитеты и комиссии. Освобождение руководства СП от занимаемых должностей также должно происходить по представлению президента.
В том, что законопроект получит одобрение сенаторов, мало кто сомневался. До этого момента СФ завернул только поправки в Семейный кодекс, запрещающие вступать в брак с 14 лет, а также проект закона о русском языке, запрещающего использование иностранных слов при наличии русского аналога. Что касается политических инициатив, то СФ за все время президентства Владимира Путина ни разу не отказывал Кремлю. Но верхняя палата внезапно изменила своей традиции одобрять законопроекты, тем более касающиеся расширения полномочий президента.
Зампред бюджетного комитета Вячеслав Новиков усомнился в том, что в случае принятия закона СП останется независимой: 'Президент руководит всем силовым блоком, администрацией и т.д. Но говорить о независимости СП с новым законом уже не приходится'. 'Разве у президента мало полномочий? У него есть Контрольное управление', - поддержал коллегу Валерий Кадохов. 'Зачем и кому это надо, чтобы президент вмешивался в чисто парламентское дело? - рассуждал Петр Волостригов. - Если пойти по этой логике, то, может, теперь с подачи президента формировать руководство Госдумы и Совета Федерации, мы до этого дойдем?'
В защиту поправок ринулся представитель президента в СФ Александр Котенков: 'Счетная палата - это орган государственного финансового контроля, и согласующая и организационная роль президента здесь очевидна'. По его словам, попытки представить законопроект как способ поставить под контроль президента СП безосновательны: 'Кто ставит под сомнение независимость председателя Центробанка, который тоже назначается Госдумой по представлению президента?'
Но спор после этого разгорелся с новой силой. 'Закон надо отклонять и без создания согласительной комиссии, - предложил Новиков. - Может быть, Степашину надо быть представленным президентом, но я ни разу не видел, чтобы генпрокурор ходил и говорил: я буду действовать так, потому что я представлен президентом. Он просто действует в рамках своих полномочий'.
Эксперты считают, что решение сенаторов могло быть продиктовано не только расплывчатыми формулировками документа, но и другими причинами. 'Возможно, что вето СФ - это реакция крупного бизнеса, который опасается давать Путину новое оружие, - сказал ГАЗЕТЕ член научного совета Фонда Карнеги Алексей Малашенко. - Они боятся, что Путину придет в голову использовать СП в робеспьеровских целях - повсюду установить честность'. К тому же, по его словам, 'в СФ сидят региональные руководители, опасающиеся повторить судьбу Аяцкова'.
В руководстве СП в четверг отказывались от официальных комментариев. А сами аудиторы категорически не хотели делать какие-то предположения и выводы, даже на условиях анонимности.
Что считаем
Счетная палата начала проверку порядка 20 компаний, зарегистрированных в Чукотском автономном округе. Ведомство Степашина также занимается проверкой деятельности компании «Роснефть» в регионах, где она работает, например в Республике Коми. По словам Степашина, 'внутренние офшоры для оптимизации уплаты налогов использовали все нефтяные компании - и ЮКОС, и ЛУКОЙЛ, и 'Сибнефть'. Результаты проверок, где будут указаны потери государством средств, недополученных из-за оптимизации уплаты налогов крупными нефтяными компаниями, Степашин обещал представить в ближайшее время.
Газета
http://flb.ru/info/29559.html
16.07.2004
Путин
| Степашин |
|