?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Избранные обеспечили себе безбедную жизнь

Программа развития вооружений до 2015 года выстроена под интересы управленцев, а не насущные потребности армии


В прошлом веке эта техника была лучшей, через 20 лет ей нечего будет делать на поле боя.
Фото из книги «Оружие и технологии России»2 июня Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве России «в основном одобрила проект Государственной программы развития вооружений на 2007–2015 годы» (ГПВ-2015). Об этом информировал представителей российских СМИ заместитель председателя комиссии генерал-полковник Владислав Путилин. Он также сообщил, что окончательная редакция программы будет представлена президенту России Владимиру Путину в июле.

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ

Беглый взгляд позволяет судить, что новоиспеченная программа страдает вкусовщиной, привнесенной, собственно, членами самой военно-промышленной комиссии (см. материал "Главная инстанция финансирования обороны страны"). Как результат – важнейшие направления развития вооружений полностью проигнорированы, то есть запланировано отставание в ряде принципиально важных военно-технических областей.

Как объявил генерал, на финансирование программы в течение срока ее реализации будет выделено 4 трлн. 939 млрд. 400 млн. рублей. Почти две трети этих средств (63%) планируется израсходовать на закупки новых образцов ВВТ.

Утверждается, что впервые за весь период развития российских ВС разработан комплексный план, реально отражающий потребности армии в вооружениях. «В рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тыс. и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тыс. единиц вооружения, военной и специальной техники. К 2015 году в Силах общего назначения новыми и модернизированными образцами будут оснащены 45 танковых батальонов (1400 танков), 173 мотострелковых и парашютно-десантных батальонов (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов «Искандер»), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400)», – рассказал Путилин.

ВВС должны получить более 1000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации, ВМФ – «несколько десятков кораблей, в том числе пять атомных стратегических подводных ракетоносцев».

По словам военного чиновника, не запланировано выделение средств на строительство авианосцев. Решение этого вопроса отложено на период после 2009 года. «Мы не будем повторять ошибки тех военачальников, которые хотели бы, чтобы у нас было пять или двенадцать авианосцев», – подвел черту под этим вопросом Путилин. Целесообразность строительства авианосного флота для России действительно пока не получила серьезного обоснования. Имеющийся тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» раз в год выходит в море на учения, по сути, просто размяться. Никаких серьезных задач не выполняет, потому что их нет и не предвидится.

Но если вдруг придет желание потратить сотню миллиардов на авианосцы, строить их будут непременно в Северодвинске на «Севмашпредприятии».

Кстати, Владимир Поспелов, курирующий в ВПК военно-морскую тематику, буквально пару недель назад еще был вице-президентом Государственного центра атомного судостроения, то есть «Севмашпредприятия».


УСУШКА ТОПЛИВА

Полностью отказано в финансировании работ по баллистическим межконтинентальным ракетам с жидкостными реактивными двигателями.

Все средства пойдут в Московский институт теплотехники (МИТ) на создание твердотопливных «Тополя» и «Булавы».

Поскольку директор МИТа Юрий Соломонов отвечает в Военно-промышленной комиссии за ракетное направление, это решение не могло иметь альтернативы.

Однако 80% находящихся на боевом дежурстве российских стратегических ракет – жидкостные. И утверждения, что они – «вчерашний день», стоят слишком дорого и морально устарели – весьма голословны. УР-100 УТТХ и Р-36М(М2) самые мощные и эффективные в мире среди ракет наземного базирования, способные нести до 10 головных частей. Ни «Тополь» с ними не сравнится. Что касается цены, то «Тополь» за последние три года подорожал минимум в два раза, сравнявшись стоимостью со 100-тонной УР-100 УТТХ. И продолжает дорожать.

Производство «Тополей» было вынужденной мерой после заключения с США договора об ограничении наступательных потенциалов СНВ-2. Но после выхода Вашингтона из договора по ПРО и фактического отказа от выполнения обязательств по СНВ-2 нет смысла уничтожать ракеты, способные нести разделяющиеся головные части, а вместо них ставить более слабые «Тополя».

Американцы сумели создать высокоэнергетическое твердое ракетное топливо. У нас ничего подобного нет и не предвидится, поскольку средства идут в основном на проектирование «железа», а не на исследования процессов горения. Поэтому сбрасывать со счетов жидкостные ракеты – опрометчиво, считают эксперты.

Не так давно министр обороны Сергей Иванов так прокомментировал этот факт журналистам: «До 2112 года вопрос о разработке новой тяжелой баллистической ракеты остро не стоит. В районе 2009 года мы рассмотрим перспективу до 2030 года и тогда решим, какие это должны быть ракеты». Но к тому времени технологии могут оказаться потеряны.

ЛЕТЧИКОВ ЩАДИТЬ НЕ БУДУТ

ВПК отказала также в разработке беспилотных авиационных комплексов. Это, по мнению ряда экспертов, позволит США, Франции и Израилю, где работы по созданию БПЛА ведутся полным ходом, уйти в большой отрыв от отечественных авиастроителей. Эксперты слишком оптимистичны, все эти страны давно ушли в большой отрыв, а в России БПЛА вообще не будет на вооружении. Созданный еще 15 лет назад многоцелевой реактивный беспилотник Ту-300 успешно похоронен отечественными конкурентами при поддержке высших чиновников, курирующих авиационную отрасль. Два фронтовых комплекса «Пчела-2», отметившись в Чечне и на выставках, куда-то исчезли.

Между тем во всем мире идет лихорадочная работа над созданием целого спектра БПЛА: от индивидуальных микро-аппаратов до тяжелых ударных комплексов. В России нет никому до них дела. ВВС признает самолет без пилота лишь в качестве летающей мишени, а у Сухопутных войск отсутствует желание отягощать себя непривычной военной техникой.

За БПЛА просто некому порадеть, нет у него лоббистов. Все средства на НИОКР в авиации съедает истребитель 5-го поколения, а в отсутствии беспилотника теряется смысл создавать наземный комплекс управления, связи и обработки данных. По этим же причинам – отсутствие внятной концепции применения и отказ в финансировании – никогда не будут созданы легкий штурмовик и антипартизанский самолет-шипган, которые весьма пригодились бы в горной Чечне. И не возродятся конвертопланы. В то время как в США 11 млрд. долларов выделено на программы создания транспортных и разведывательных дирижаблей, у нас и слова такого не знают.

ГПВ-2015 направлена на производство вооружений, разработанных еще в 1980-е годы. Срок их службы – 20–30 лет. Это значит, что в 2030–2040-е годы армия будет вооружена, как в прошлом веке. Если учесть, что сейчас не создаются перспективные вооружения и почти не ведутся научные исследования в военной сфере, принципиально новых видов вооружения не будет. Прибавим к этому отсталую элементную базу, прекращение разработок новых боеприпасов, взрывчатых смесей, твердого топлива.

Вооружения, которые подаются как новинки, сплошь и рядом всего лишь модификации старых добрых образцов. Так фронтовой бомбардировщик Су-34 – это модификация Су-27, впервые показанная на авиасалоне в Ле Бурже в 1995 году. Крылатая высокоточная ракета Х-555 создана на базе ракеты Х-55, состоящей на вооружении три десятилетия.

КОНСТРУКТОРЫ В ЗАГОНЕ

Принятая программа развития вооружений не только их не развивает, она программирует застой и отставание не только от США, а от всех развитых стран.

Директор любого оборонного предприятия, любой начальник цеха, даже каждый слесарь-сборщик знает, что залог успеха – стабильность производства. Когда гонят серию годами, а все технологии вылизаны, поставки комплектующих налажены, рабочие операции доведены до автоматизма, тогда гарантирован и заработок, и премии, и награды. А переход на новое изделие – это трудиться без выходных, получать голый тариф, нести убытки от брака, а иметь одни проблемы. Поэтому производственники не дружат с конструкторами.

ГПВ-2015 принята, похоже, исключительно в интересах предприятий ОПК, а не в интересах Вооруженных сил РФ. 4 триллиона рублей за 10 лет – неплохой куш. Только удастся ли эту программу довести до конца? Прежние все провалились.

СУДЬБЫ ПРОГРАММ ОПК
К 1995 году Российская армия практически перестала получать новые образцы вооружений. В ноябре 1996 года была утверждена первая Государственная программа вооружения на 1996–2005 годы (ГПВ-2005). Главная задача – обеспечить объединение показателей бюджетного планирования и долгосрочных планов военного строительства. Через четыре года эта программа была провалена полностью: уровень оснащенности ВС современными образцами ВВТ к 2000 году снизился до 20%. Объем пригодных для эксплуатации вооружений составлял 50–70%, следующая программа ГПВ-2010 не была профинансирована в необходимом объеме. Не удалось полностью остановить процесс деградации ОПК и, что самое главное, его кадрового ресурса. Особо негативно эти процессы отразились на предприятиях второго и третьего уровня кооперации, которые производят основную часть комплектующих изделий для отечественного оружия.

Точно так же провалились и все программы реформирования оборонно-промышленного комплекса. Последняя такая попытка – создание вертикально-интегрированных структур (холдингов) – тихо умирает. Предприятия сопротивляются слиянию, поскольку управляющие компании, кроме отъема доходов, ничего не гарантируют. Реформы в оборонной промышленности исчерпали себя. Действуют управленческие схемы, где первую скрипку играют бывшие и действующие директора предприятий, а также генералы Минобороны. Зная фамилии этих людей, можно легко определить, какие предприятия и отрасли получат львиную долю средств гособоронзаказа. Они больше в реформах не нуждаются, у них есть гарантированные заказы, как в старое доброе советское время. А остальные перепрофилируются или закроются.



Главная инстанция финансирования обороны страны

Виктор Мясников, НВО

Гособоронзаказ будет формировать Военно-промышленная комиссия
Прошло первое заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ. На нем были утверждены итоги выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) в 2005 году и основные показатели ГОЗ-2007. Как заметил заместитель главы ВПК Владислав Путилин, основные параметры гособоронзаказа прошлого года были, конечно же, достигнуты. Однако уровень организации работы госзаказчика с предприятиями-исполнителями оказался недостаточным, что выразилось, в частности, в неисполнении части решений по повышению эффективности ГОЗа. Государственное регулирование цен на закупаемую продукцию признано недостаточным, финансирование заказов со стороны военного ведомства оказалось неритмичным. То есть вовремя не перечислялись авансовые средства и не осуществлялась оплата готовой продукции. Часть денег по этой причине оказалась неизрасходованной и была возвращена в бюджет.

ДЕЛА...

В 2007 году предусматривается увеличение оборонных расходов на 20%. При этом, по словам Владислава Путилина, гособоронзаказ в целом возрастет на 27%, объем закупок вооружений и военной техники (ВВТ) – на 22%, затраты на ремонт ВВТ – на 15%, ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – на 20%. Минобороны РФ уже объявило, что запланировало израсходовать на эти цели 302,7 млрд. рублей, то есть более 10 млрд. долларов.

«Приоритетными направлениями являются дальнейшее техническое оснащение стратегических ядерных сил, поддержание боеготовности соединений и частей постоянной боеготовности, с тем чтобы они были способны эффективно действовать в локальных и региональных конфликтах», – уточнил Владислав Путилин.

Накануне первого заседания ВПК глава российского правительства Михаил Фрадков утвердил положение о Военно-промышленной комиссии. Основными функциями определена координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения обязательств России в сфере ликвидации химического оружия, по противодействию распространения оружия массового уничтожения и тому подобное. Но главной задачей названа реализация военно-технической политики РФ на период до 2015 года, в том числе – развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Комиссия должна разрабатывать концепции, программы и планы в области военно-технического обеспечения обороноспособности страны, производства и утилизации вооружений, мобилизационной подготовки государства.

ВПК становится главной инстанцией для предложений министерств и ведомств по финансированию обороны страны. Правда, здесь явное преимущество у Минобороны – ведь его руководитель Сергей Иванов возглавляет и Военно-промышленную комиссию. ВПК будет определять состав основных показателей гособоронзаказа на очередной финансовый год. Она же должна «оперативно принимать решения о разработке и производстве вооружения и специальной техники, а также рассматривать предложения по производству техники с длительным технологическим циклом изготовления, по фундаментальным и поисковым исследованиям в интересах обеспечения обороны страны».

Вполне логично, что, определяя военно-техническую политику, ВПК будет заниматься и вопросами ценообразования на вооружения и военную технику. А также определять кадровую политику в отношении руководителей организаций оборонно-промышленного комплекса. Но с этим вопросом комиссия опоздала. Буквально в последние месяцы были заменены десятки руководителей государственных оборонных предприятий. Без объяснения причин опытных директоров, направлявших работу своих коллективов по 20 и более лет, в одночасье отправили в отставку, заменив специалистами со стороны.

...И ЛЮДИ

Состав Военно-промышленной комиссии был утвержден премьером Михаилом Фрадковым буквально за день до первого заседания. Возглавляет ее, как уже говорилось выше, первый вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов. В состав ВПК также входят начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский, глава Минэкономразвития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, руководитель Роспрома Борис Алешин, глава Росатома Сергей Кириенко, руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов и директор Административного департамента правительства РФ Михаил Лычагин.

За тематические направления будут отвечать Александр Гоев – директор Красногорского завода им. Зверева; Владимир Поспелов – вице-президент Государственного центра атомного судостроения (Северодвинск), бывший глава Россудостроения; Александр Бобрышев – генеральный директор Новосибирского авиапроизводственного объединения им. Чкалова. Эти трое «оборонщиков» станут штатными сотрудниками комиссии и должны покинуть нынешние места работы.

Александр Бобрышев родился в 1949 году. Вся его трудовая биография связана с НАПО им. Чкалова. Начал слесарем-сборщиком, заочно окончил Новосибирский электротехнический институт. Объединение возглавил в 1997 году, когда практически отсутствовало госфинансирование. Сумел не только сохранить, но и расширить производство. Депутат Новосибирского областного Совета, заместитель председателя комитета по промышленности и топливно-энергетическому комплексу. В ВПК отвечает за авиационно-космическую тематику.

Александр Гоев родился в 1947 в Могилевской области. Окончил Могилевский машиностроительный институт, Академию народного хозяйства при Совете министров СССР. Доктор технических наук, лауреат Государственных премий России и Белоруссии, заслуженный машиностроитель РФ, академик АИН РФ и член-корреспондент РАРАН РФ. В ВПК курирует вооружения и технику Сухопутных войск.

Владимир Поспелов родился в 1954 году в Северодвинске. Трудовую деятельность начал слесарем механосборочных работ на «Севмашпредприятии». Окончил СевмашВТУЗ и Ленинградский кораблестроительный институт. Кандидат технических наук. Работал судовым электромонтажником, инженером-настройщиком, мастером, заместителем главного инженера, заместителем генерального директора по коммерческой работе СПО «Арктика». С 1999-го возглавлял Российское агентство по судостроению. После сокращения отраслевых агентств вернулся в Северодвинск. В ВПК отвечает за флотскую тематику.

Руководителем аппарата ВПК назначен Игорь Боровков. В его обязанности входит подготовка и оформление решений Военно-промышленной комиссии. Одновременно он является заместителем руководителя аппарата правительства. Родился Боровков в 1954 году в Ташкенте. Окончил Московский энергетический институт. Работал инженером на предприятиях Минсредмаша СССР, на ведущих должностях в Госплане и Минэкономики СССР, в Министерстве экономики и финансов РФ. Являлся первым заместителем министра РФ по атомной энергии и директором департамента оборонной промышленности и высоких технологий правительства РФ.

Уровень компетенции штатных членов ВПК очень высок, им на собственном опыте известны все стадии разработки и выпуска оборонной продукции. Это несколько необычно для нынешней России, где сложилась система чиновничьего руководства, направленного на контроль денежных потоков, а не на увеличение производства. Понятно, что в структуре ВПК должен быть сформирован аппарат, в первую очередь состоящий из независимых экспертов, не принадлежащих к финансово-промышленным группировкам и генеральскому лобби.

По большому счету, на повестке дня стоит вопрос о создании вооружений XXI века. Комиссия должна смотреть на десятилетия вперед, обеспечивать условия для перевооружения 2020–2030-х годов. Но пока ей придется проводить в жизнь военно-техническую политику России до 2015 года, по сути, только на очередные 10 лет. Это ограничение может лишить Вооруженные силы РФ дальней перспективы и законсервировать нынешнюю ситуацию в ОПК. Вместо разработки оружия будущего промышленность может сосредоточиться на серийном производстве оружия вчерашнего дня.(из архива за: 19.05.2006)

Независимая газета
http://flb.ru/info/37425.html
Владимир Иванов, Виктор Мясников
15.06.2006

Иванов


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Rambler's Top100
агентство федеральных расследований

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.

Rambler's Top100
//